Пятница, 27.12.2024
ООО "Пресс-Юг" 16+
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ УСЛУГИ [4]
Новости региона [1688]
Криминал [205]
Ваше право [568]
Астраханский спорт [415]
Бизнес/Экономика [200]
Культура [83]
Условия и способы подачи объявлений [4]
Форма входа
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






«ФОТОГРАФИНЯ» О «ДЕЛЬТЕ», ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРАЗДНИКЕ, ФОТОШОПЕ И МНОГОМ ДРУГОМ

12 июля отмечается День святой Вероники - покровительницы фотографии (День фотографа). По легенде, преданный и осужденный на мученическую смерть Иисус Христос шел на Голгофу, неся Свой крест на распятие. Шествие окружала толпа, в которой шла и Вероника. Изнемогший, Иисус пал под тяжестью креста, и Вероника, сжалившись над Ним, подбежала к Нему, напоила Его водой и дала Ему свой плат, чтобы утереть пот с лица. Вернувшись домой, Вероника обнаружила, что на ткани запечатлелся святой лик Спасителя. Веронику почитают как покровительницу фотографов и фотографии. Поэтому этот день любители и профессионалы фотодела отмечают особенно. А для фотографов Астраханской области июль отмечен и своей праздничной датой - на днях исполняется 55 лет кинофотостудии «Дельта». Накануне праздников мы встретились с руководителем Народной кинофотостудии «Дельта», секретарем Астраханского отделения союза фотохудожников России Валентиной Клоковой.

- Валентина Федоровна, давайте начнем с истории. Как появилась кинофотостудия «Дельта»? Кто стоял у истоков ее создания?
- Студия появилась в такие же жаркие июльские деньки 55 лет назад. Возникла она на основе группы фотографов, внештатных сотрудников газеты «Волга». Их не устраивала работа только с репортажными фото, а хотелось снимать эмоциональное, чувственное фото, поэтому они создали свой кружок. На тот момент в регионе существовала киностудия «Дельта», куда и влилась группа фотографов. У истоков возникновения стояли такие корифеи, как Александр Заплетин, Виталий Лоянич, Георгий Поплавский и другие. С этого момента стали появляться фотовыставки художественного направления. Студийцы стали принимать участие в международных фотоконкурсах. На базе кинофотостудии устраивались всероссийские фотовыставки. И в 1980 году коллективу присвоено звание Народной кинофотостудии. Нас, дельтовцев, сейчас свыше тридцати человек. Наиболее активные, те, кто стояли у истоков и продолжают хранить традиции фотоискусства, - это Виталий Лоянич, Андрей Макаров, Евгений Полонский, Игорь Андреев, Алексей Полухин, Людмила Лебедева… Всех не перечесть. Это люди, для которых фотография - это образ жизни, а «Дельта» - дом родной.

- Чем кинофотостудия занимается сегодня?

- Кинофотостудия поддерживает традиции, заложенные основателями. Мы принимаем участие в конкурсах всех форматов, устраиваем персональные выставки. Помимо этого, кинофотостудия - методический центр для развития кино- и фотосамодеятельности в Астраханской области. На базе студии проводятся всероссийские семинары и выставки. Например, сейчас мы готовимся к выставке «Россия - общий дом». Это мероприятие родилось в стенах именно нашей кинофотостудии. Некогда было повальное увлечение «прибалтийской фотографией», «чешской» - у каждого уважающего себя фотохудожника в портфолио обязательно должно было быть «чешское ревю», и побывать на прибалтийской фотовыставке тоже считалось делом чести каждого фотографа. И на одном из внутренних совещаний прозвучала мысль: «Не пора ли в Отечестве песню петь свою» - не пора ли обратить взоры на российскую фотографию. Кто-то даже в тему сочинил тогда стихи про «астраханские встречи - фотографические сечи...» - так разбудила в душах земляков патриотические чувства наша идея. Так в 1983 году родилась всероссийская выставка «Россия - отчий дом», которая впервые прошла в Астрахани, на базе Народной кинофотостудии. Погуляв по городам и весям, в других регионах страны, она возвращалась к нам. Эту выставку мы проводим по юбилейным датам.
Сейчас мы ждем, что нас снова приедут поздравить с юбилеем руководители фотошкол, фотоколлективов, региональных отделений фотохудожников России и отдельные фотолюбители. «Россия - отчий дом» пройдет и в этом году. Положение о ее проведении уже готово и направлено в Москву, в Союз фотохудожников России. Выставка запланирована на 2-9 октября. Мы ее приурочили к Российской фотонеделе в Астрахани. В рамках фотонедели пройдет множество мероприятий, включая выездные в районы области, чтобы продемонстрировать нашим гостям красоту Астраханского края не только на фото.

- Покупка фотоаппарата доступна сегодня почти каждому, фото- и видеокамеры встроены в мобильники. Ведет ли это к тому, что истинное фотоискусство теряет свои позиции, пользуется меньшим спросом?
- Сельский зритель - самый благодарный зритель. У нас, например, очень теплые отношения сложились с Красноярским районом, где есть возможность проводить выставки. Мы там делали и отчетную выставку, и персональные. И зритель встречает на «ура». Ведь это помогает привить интерес к фототворчеству и на селе. Да, сейчас даже и у большинства сельских зрителей есть фотоаппараты. Но... Раньше при каждом сельском доме культуры существовал фотокружок, где любитель мог себя проверить, свои способности, продемонстрировать работы. Кроме того, на базе кинофотостудии мы проводили семинары с руководителями сельских коллективов, где учили их азам фотоискусства, задавали планку, на которую нужно ориентироваться в достижении художественности снимка...
То, что многие щелкают на свои камеры сегодня, - это фотофиксация. И, видя различие между своим кадром и кадром с выставки, человек учится. Отличие фотофиксации от художественного фото, которому учат в студии «Дельта», в том, что снимок должен «разговаривать» со зрителем: учить доброму, вечному, открывать неизвестные или невидимые человеческому глазу новые грани предмета, привлекать внимание к отрицательным явлениям жизни... Поэтому выставок должно быть много. Раньше начинающему фотографу мы устраивали выставку-дебют, где, глядя на реакцию зрителей, и сам автор получал урок.

- А в городе? Жители областного центра так же интересуются фотоискусством, зрителей по-прежнему много?
- Зрителей больше или меньше - это трудный вопрос. Астрахань - город со старинными фотографическими корнями. Но в то же время Астрахань - один из немногих городов, где нет фотогалереи. Творческой личности нужно выставляться для дальнейших поисков, для самовыражения. Что же получается? Некоторое время мы в качестве выставочных помещений использовали холл кинотеатра «Иллюзион». Но это были не экспозиции в полном смысле слова, а украшение стен фотографиями, где зритель в ожидании киносеанса, между попкорном и мороженым, искал знакомые лица на снимках.
Фотогалерея - это помещение с мобильными выгородками, которые не просто дают возможность разместить дополнительные экспонаты, а помогают акцентировать внимание посетителей на определенной теме; со специальным освещением, которое можно менять. И главное - в фотогалерею люди пойдут именно на выставку для приобщения к этому виду искусства. Наши фотографы лишены возможности выставляться в специализированной галерее. Мы давно пытаемся решить вопрос выделения подходящего помещения, но безрезультатно. При этом мы не отказываемся от «хождения в народ» и регулярно к различным мероприятиям или праздничным датам проводим выставки на открытом воздухе. Последняя, кстати, прошла в День рыбака на набережной Волги. Это тоже работает на популяризацию фотоискусства в регионе.

- В обществе бытует такой стереотип, что фотограф или видеооператор - обязательно мужчина. Даже не существует обозначения этих профессий в женском роде. Например, гитаристка есть, артистка есть, а «фотографистки» нет. Верно ли, что женщина и фото- или видеокамера несовместимы?
- Я называю их «фотографини». Раньше женщин с фотоаппаратом или видеокамерой было значительно меньше. Например, я - первая женщина-видеооператор в Астраханской области. Недавно прошла персональная фотовыставка Людмилы Лебедевой. Она всегда хотела снимать. Ее отец был видеооператором и приучал дочь к технике с детства. Спустя много лет женщина смогла заняться любимым делом.
Женщины более цепкие. Если женщина занялась фотографией, то она пойдет до конца и постигнет все премудрости, как хозяйка на своей кухне, взявшаяся за новый рецепт. Вообще, женщина видит мир по-другому, у нее более тактичный взгляд, и объекты женской фотографии иные. Женщина много фотографирует детей, животных, природу, и снимки эти более лиричны. «Фотографиня» лучше представляет конечный продукт при создании нового фото. Мужчина здесь проигрывает в том, что, зная технологию производства фотографии, видит лишь составляющие. Женщине труднее наладить контакт с техникой, но если уж она взялась, то освоит и функции фотоаппарата, и возможности фотошопа.

- Валентина Федоровна, вы более 30 лет руководите кинофотостудией «Дельта». Давайте вспомним: с чего начиналось ваше общение с фотоискусством?
- Более 30 лет назад в кинофотостудию я пришла уже с опытом - 16 лет отдала астраханскому телевидению, где работала режиссером. Прямой эфир, шестнадцатимиллиметровая пленка негативов, монтаж... Как-то, помню, задержала выход в эфир выпуска новостей на 7 минут. Должны были выдавать какую-то демонстрацию. На первых кадрах не совпадала артикуляция выступления первого секретаря обкома. Конечно, мы ее к выдаче подогнали, но после эфира моя фамилия висела на «черном экране», куда вписывали провинившихся. Но не уволили.
Оставить любимую работу на местном ТВ вынуждена была из-за трагических событий в моей жизни, произошедших одно за другим: рано умерли родители, а потом скоропостижно - любимый муж. Да и сынишка из-за моей постоянной загруженности на эфирах рос без присмотра. После жесткого телевизионного графика работа на кинофотостудии показалась курортом. Полученный на ТВ операторский опыт не пропал даром. И энтузиазм перенесла сюда. С моим приходом сразу учредили телевизионный конкурс «Природа и мы». Здесь мы снимали такое количество любительских фильмов и такого качества, что многие наши сотрудники были нештатными сотрудниками астраханского телевидения.

- Современные технологии расширили возможности современных фотохудожников. А как вы относитесь к фотошопу? Можно ли фотографию, сделанную с его применением, в полном смысле назвать произведением искусства?
- Фотошоп - это такое же средство для достижения художественности фотографии. Разве можно о литературных сочинениях, написанных гусиным пером, сказать, что они в большей степени произведения искусства, чем набранные на компьютере? То же самое и в фотографии - главное не чем, а что запечатлено, что сказано тем или иным кадром. Когда было рукотворное фото с проявителями, закрепителями и т. д., снимки все равно обрабатывались. Фотохудожники шли на различные ухищрения, чтобы добиться того или иного эффекта: впечатывали объекты, меняли погоду, обрезали лишнее. Сейчас технологии несколько изменились, но они требуют не меньшей виртуозности владения техникой. И между талантом современного фотографа и фотографа 80-х годов прошлого столетия можно поставить знак равенства. Ведь и сегодня нужно кадр выждать, выстроить, поймать.

- Валентина Федоровна, какой бы совет вы дали начинающим фотографам?
- Универсального рецепта для съемки фото нет. Если работаете над портретным фото, то нужно учесть возраст объекта съемки, ракурс, освещение, физические недостатки, которые необходимо скрыть, и многие другие факторы. Для пейзажного фото - требования свои. Чтобы познакомиться со всеми правилами, можно прийти к нам на занятие.

- Как можно попасть в вашу студию? Есть ли какие-то условия?
- Когда мы проводим выставки, то обязательно размещаем объявление о том, что помогаем осваивать азы фотоискусства. Всех желающих мы абсолютно бесплатно ждем каждую среду в помещении кинофотостудии «Дельта» по адресу: ул. Б.Хмельницкого, 9, с 17 часов. Мы работаем в консультационном порядке, то есть любой желающий может принести в печатном виде или на любом электронном носителе свои снимки, которые проанализирует преподаватель-техник. Члены художественного совета укажут на достоинства и недостатки работ, разъяснят, в каком направлении двигаться дальше. Ограничение только возрастное. Мы принимаем в студию подростков с 15 лет. Причина обыденная - группа работает по вечерам, а малышам самостоятельно добираться в позднее время да еще и с фотоаппаратом опасно.

- Кстати, как разграничить термины: кто фотохудожник, кто фотограф, а кто фотолюбитель? Есть какие-то критерии?
- Я не люблю определений «любитель», «профессионал». Любитель - это человек, который любит свое дело, а значит - он не может делать его плохо. Иногда, и даже чаще всего, если любителю позволяют время и возможности, он догоняет и перегоняет профессионала. Здесь речь не идет о профессионалах, которые жизнь свою связали с фотографией.

- Чего бы вы хотели пожелать своим коллегам в канун Дня фотографа?

- Дорогие фотографы и фотографини, поздравляю вас с нашим профессиональным праздником! Желаю вам творческих находок, творческих удач и здоровья вам и вашим близким!

Марина ИВАНОВА
-
В такую жару надо предпринимать какие-то действия! Например, кондиционеры купить в киеве - огромный выбор и бесплатная доставка!
11.07.2012
Просмотров: 2175

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Архив номеров

Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:

ВДВ

 

Рек-Тайм

Информация
ООО "Пресс-Юг" © 1998-2024. Допускается использование материалов сайта (кроме ОБЪЯВЛЕНИЙ) с гиперссылкой на источник! ООО "Пресс-Юг" не несет ответственности за рекламу, размещенную на данном сайте
Карта сайта Сайт управляется системой uCoz