Пятница, 26.04.2024
ООО "Пресс-Юг" 16+
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ УСЛУГИ [4]
Новости региона [1688]
Криминал [205]
Ваше право [568]
Астраханский спорт [415]
Бизнес/Экономика [200]
Культура [83]
Условия и способы подачи объявлений [4]
Форма входа
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






«ПРИКЛЮЧЕНИЕ. КАЗАНОВА. МЕМУАРЫ»

С наступлением осени культурная жизнь в Астрахани оживает. Некоторые местные театры открыли творческий сезон еще 1 сентября. Необычно начался новый театральный год для ценителей искусства, побывавших в минувший выходной на спектакле «Приключение. Казанова. Мемуары» московского творческого объединения «Звездный циферблат». В постановке принимает участие наш земляк, актер театра и кино Ильдар Шамиков. На правах продюсера и исполнителя сразу нескольких главных ролей Ильдар поделился некоторыми секретами создания спектакля.

В основу постановки положена поэма Марины Цветаевой «Приключение». К спящему Джакомо Казанове, известному своими любовными похождениями, приходит некий посланец с неба с целью забрать душу. Но капля масла, пролившаяся из его светильника, пробуждает Казанову, и события начинают разворачиваться совсем по иному сценарию, порождая серию превращений. Ночной визитер, связанный с потусторонним миром, предстает гусаром Анри. Затем принимает различные облики: то кружевного ангела, то женщины Генриэтты.

Имя Джакомо Казановы будет притягивать интерес еще много веков, поэтому верная ставка творческого объединения оправдывает себя, однако говорить об исключительной коммерциализации проекта нельзя. Просветительская миссия спектакля – знакомство с мало известной широкому читателю поэмой Марины Цветаевой. «Расчет сделали на оба этих фактора. С одной стороны, хорошо бы в творчество Цветаевой непросвещенному зрителю окунуться, с другой – Казанова привлекателен для всех, это известный авантюрист, любовник. Когда мы выпустили премьеру 25 января, как раз так совпало, что этот год – юбилейный, Цветаевой 120 лет», - рассказал Ильдар Шамиков.

Постановка уже более полугода с успехом идет в Москве, ближайший спектакль в столице запланирован на 17 октября. «Если кто-то из астраханцев, не успевший посмотреть нашу постановку здесь, будет в дни показов в Москве, милости просим», - пригласил Ильдар. Кстати, за анонсами спектакля можно следить в социальных сетях (на vk.com создана страничка, где размещаются все новости о «Приключение. Казанова. Мемуары» и есть возможность пообщаться с творческой группой). В ноябре «Звездный циферблат» приглашают в Елабугу и Набережные Челны с гастролями этого спектакля, а первый выездной показ прошел Астрахани.

Как принял астраханский зритель? Ответ неоднозначный. Точно можно сказать, что не остался равнодушным. Спектакль для провинциального зрителя (к которому, к слову, отношу и себя) сложноват, прямо скажем - зарядка для ума. «Во-первых, произведение стихотворное, во-вторых, у Марины Цветаевой много символов, не сразу понятных даже искушенному зрителю. Режиссер пробовал через нас, актеров, наши действия расшифровать эти символы», - объяснил Ильдар Шамиков. То, что, на первый взгляд, создает налет загадочности, при дальнейшем осмыслении оказывается подсказкой для разгадки происходящего на сцене. Отыгравший десятки раз свою роль Ильдар уверяет: «В Москве многие не понимали спектакль, а потом, уходя, додумывали самостоятельно или в коллективных обсуждениях. И вся картинка начинает переворачиваться. Равнодушными наши зрители не остаются, пусть не понимают сразу, но домысливают потом». То есть после окончания финального поклона актеров сам спектакль еще как бы продолжается, подкидывая пищи для мозга, рождаются новые сцены, старые обрастают свежими подробностями. И произведение живет уже независимо от авторов и исполнителей – каждый зритель творит по-своему.

По сценарию Казанова влюбился в Генриэтту. Чтобы доказать, что есть любовь к одному-единственному человеку, женщина везет Казанову в Парму – город, возвеличивающий сладострастие. Но посланное письмо с семью печатями (врата в ад) ставит точку в их отношениях. Они должны расстаться. На прощание Генриэтта выводит перстнем на стекле: «Забудешь и Генриэтту…» - и выбрасывает его в ночь.

С годами Джакомо не изменился. С молодой девушкой он оказывается в той же гостинице, где тринадцать лет назад произошло расставание. Страсть и влечение наполняют их сердца. Но за окном восходит луна и высвечивает написанные на стекле слова. Мгновенно ошеломленный Казанова наполняется прежним бурным воспоминанием о той, которую любил. Но быстро остывает и снова готов развлекаться с очередной подругой. В старости Джакомо Казанова, как и пророчила ему Генриэтта, остается совсем один и пишет свои мемуары...

Сложное произведение в основе, переполненное символами, наложило отпечаток и на процесс работы над постановкой. «Были сделаны необычные находки, например, с этими весами, которые измеряют добро и зло Казановы (среди декораций к спектаклю весы, чаши которых периодически пополняются – прим. ред.). Это еще один символ. Казанова в финале стреляет, и чаши обрываются из-за того, что он нарушил обещание хранить любовь, сбывается пророчество Генриетты, - с удовольствием рассказывал о трудностях создания спектакля актер. - Заготовлено множество технически сложных театральных спецэффектов, возможно, и не нужных, но они помогают уточнить и распознать символику, и без них сложно обойтись. Наверное, чем больше визуальных символов, тем понятнее зрителю, что хотел сказать актер».

Музыкальное оформление спектакля состоит из подборки классических произведений. Бах, Моцарт и Вивальди точнее помогают передать атмосферу старины, атмосферу взаимоотношений главных героев. Однако непривычный взгляд на историю Казановы, наверное, предполагает и эксперименты с музыкой. «Мы пробовали, но теряется атмосфера спектакля: все-таки Казанова, ХVIII век… Это должна быть классика. Есть предложения от некоторых московских композиторов, которые предлагают переписать всю музыку, но в стилистике классики. Сейчас в постановке звучит музыка нескольких композиторов, возможно, будет лучше, когда он будет один», - предположил Ильдар Шамиков. Вероятно, это поможет спектаклю обрести свой узнаваемый лейтмотив-визитку и придаст постановке большую цельность. «Конечно, можно было бы в другом ключе поставить этот спектакль, но тогда бы уже и музыка была бы другая, - продолжил размышления актер. - Можно было бы осовременить произведение, но мы избрали другой путь, более сложный. Труднее работать, потому что это исторический спектакль, исторические костюмы».

Ильдару Шамикову по замыслу режиссера досталось сразу несколько ролей. Посланник небес, гусар Анри и Генриэтта – все это исполняет он. Мужчины редко берутся за исполнение женских ролей, по моим наблюдениям. Исключения составляют, пожалуй, только явно комические, пародийные…

«У Романа Григорьевича Виктюка практически все женские роли играют мужчины. Но там другое направление, - рассеял мои заблуждения Ильдар. - Мы не собирались идти вслед за Романом Виктюком, старались сделать все очень осторожно, чтобы это выглядело эстетично и не вызывало неправильной интерпретации. Когда мы разложили все эти роли (сначала же «застольный» период идет, когда делается предварительное распределение), наш режиссер Виктор Мютников сделал для себя вывод, что сначала к Казанове приходит ангел, бесполое существо, которое может принимать любой облик, превращаться в мужчину, женщину или даже в животное. То есть я пришел бесполым ангелом - не он, не она, - который трансформируется».

Ильдар уверен: игра каждой из ролей ему удается, потому что несколько раз был свидетелем разговоров и споров людей, которые не знали актера лично. Они пытались понять, кто играл Генриэтту, актер или актриса, и так и уходили с неразгаданной загадкой. Если кто-то из астраханских зрителей до сих пор находится в неведении, то советую повнимательнее вглядеться в фото: роль юного гусара Анри и возлюбленной Казановы сыграл действительно Ильдар Шамиков.

Хотя после премьерного показа спектакль ставился не единожды, Ильдар продолжает работу над совершенствованием образа Генриетты, экспериментирует с гримом и гардеробом. «Может быть, маска нужна, которые надевали на балы и карнавалы в восемнадцатом столетье. Пробовать можно до бесконечности. Здесь нам активно помогает наш художник Борис Танделов. Он кинохудожник, очень тонко чувствует стилистику спектакля - и по костюмам, и по сценографии. Честно говоря, у них были серьезные споры с режиссером, потому что видение одного кардинально отличалось от представлений другого. В конце концов, пришли к соглашению, результат которого - на сцене».

Скользящую тень ангела сменяет угловатый юный гусар, вместо которого потом появляется хрупкая, но величавая барышня, привыкшая лишь одним движением брови повелевать мужчиной. Меняются и костюм, и тембр голоса, и плавность жестов. Какой волшебный тумблер позволяет за пару секунд перестроиться - не понимает и сам Ильдар. «Наверное, помогает опыт, пройденная актерская кухня. Кроме того, это подтвердит любой актер, вжиться в роль помогает костюм». Зато без раздумий актер называет любимый момент в постановке: «Когда я в образе ангела смерти вручаю Казанове в конце спектакля пистоль. Он нарушил данное Генриэтте обещание. Через 13 лет забыл о единственной настоящей любви. То есть такой воспитательный момент. Истинные чувства не в «Доме-2», сегодня «строим любовь» с одним, завтра – с другим. Любовь одна на всю жизнь или останешься в одиночестве, что и случилось с Казановой. Хочется достучаться до молодежи». Так что никакого двойного дна в постановке «Приключение. Казанова. Мемуары» искать не стоит. Идея спектакля проста и стара как мир, тем не менее, как и в другие времена, актуальна.

Марина ИВАНОВА
-
Необходимо оснастить свою клинику или больницу? Вы всегда найдете медицинское оборудование в компании ООО «ФИСК», которая уже больше 10 лет является поставщиком подобной техники.
05.09.2012
Просмотров: 2221 | Комментарии: 1

Всего комментариев: 1
1 НИКУШКА  
Казанова
Владимир Шебзухов

Себя отдавши без остатка,
Оставил лишь в башке бедлам:

Менял ли женщин, как перчатки,
Иль, по рукам — ходил он сам?!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Архив номеров

Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:

ВДВ

 

Рек-Тайм

Информация
ООО "Пресс-Юг" © 1998-2024. Допускается использование материалов сайта (кроме ОБЪЯВЛЕНИЙ) с гиперссылкой на источник! ООО "Пресс-Юг" не несет ответственности за рекламу, размещенную на данном сайте
Карта сайта Сайт управляется системой uCoz