Вторник, 23.04.2024
ООО "Пресс-Юг" 16+
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ УСЛУГИ [4]
Новости региона [1688]
Криминал [205]
Ваше право [568]
Астраханский спорт [415]
Бизнес/Экономика [200]
Культура [83]
Условия и способы подачи объявлений [4]
Форма входа
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






А В ЗАКОНЕ - ДЫРЫ…

Не утихают обсуждения вокруг полномочий контролирующих органов. Федеральные власти и бизнес продолжают настаивать, что проверяющие по-прежнему «кошмарят» предпринимателей. И это несмотря на введение несколько лет назад закона, по которому каждое контролирующее ведомство должно проводить проверки строго в соответствии с графиком, еще и уведомлять об этом бизнесмена. Безусловно, справедливость в спорах об ограничениях контролеров есть, когда речь заходит о безупречно честном предпринимателе и непорядочных проверяющих. Но если ситуация обратная, и страдают интересы потребителей или самого же государства, а в законе - дыры...

В условиях эмбарго перед астраханскими фермерами стоит важная задача - обеспечить население сельскохозяйственной продукцией. Выполнение планов здорово осложняется с учетом природно-погодных условий нашего региона. К примеру, агрохимические характеристики почвы оставляют желать лучшего - плодородный слой составляет всего 10 см. А если вспомнить о том, как варварски вели сельское хозяйство в 90-е годы прошлого столетия и на заре двухтысячных, страшно представить, какое наследство досталось современным фермерам.

«В девяностые годы были просто критические дозы низкого внесения питательных веществ. Доходило и до 40 килограммов действующего вещества на гектар посевной площади, - сообщила заведующая лабораторией мониторинга применения средств химизации ФГБУ ГЦАС «Астраханский» (астраханский центр агрохимслужбы) Галина Баева. - Для нашей области при нынешней структуре посевных площадей, чтобы был бездефицитный баланс питательных веществ, нужно вносить чуть более 200 кг действующего вещества на один гектар посевной площади».

Нормы внесения удобрений, по информации Галины Баевой, складываются из планируемых показателей, посевных площадей и структуры выращиваемых культур. Так, чем больше будем выращивать овощей, тем больше потребуется удобрений, а вот зерновые культуры - напротив. Многое зависит и от планируемой урожайности. В советские годы, при прежних технологиях, планировали получить урожай овощей в 250 центнеров с гектара. Сейчас, при капельном орошении, планы увеличились в 4 раза, т.е. до 100 тонн с гектара.

А между тем в 2014 году было внесено в среднем 162 кг на гектар. Однако и в этих не дотягивающих до нормы показателях специалисты агрохимцентра видят плюсы, ведь, для сравнения, в прошлом году было внесено 158 килограммов действующего вещества. «Конечно, отрицательный баланс питательных веществ, но уже по отношению к 2013 году цифра стала приобретать положительную тенденцию», - отметила Галина Баева. Правда, увеличение объема вносимых удобрений она объясняет вовсе не ростом сознательности фермеров, а интенсивностью технологий: «На территории Астраханской области нужно учитывать, что все-таки у нас низкий уровень плодородия почв - зона-то полупустыни практически - поэтому чтобы получить высокий урожай, естественно, нужно внести много минеральных удобрений». Кстати, несколько улучшились количественные показатели плодородия в последние пять лет. Заметно повысилось количество вносимых удобрений, когда государство стало субсидировать покупку агрохимикатов.

Мониторингом плодородия почв, в том числе и в Астраханской области, занимается агрохимическая служба РФ. «С высокой степенью использования минеральных удобрений с 2010 года согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №150 цикличность агрохимического обследования почв в Астраханской области составляет в среднем 5 лет. Отбор производится согласно методическим указаниям и календарному плану, т.е. у нас ежегодно под обследование попадает два района. В 2014 году мы обследовали Камызякский и Приволжский районы, на следующий год планируется проверить Енотаевский и Красноярский. В первую очередь мы обследуем орошаемую пашню», - рассказала заведующая лабораторией полевых работ и изысканий отдела агрохимического мониторинга за плодородием почв ФГБУ «ГЦАС «Астраханский»« Анна Перевалова.

При этом по личной инициативе в региональный агрохимцентр фермеры обращаются нечасто. В этом году с просьбой провести агрохимические обследования, чтобы узнать, подойдет ли почва для выращивания той или иной сельскохозяйственной культуры, обратилось порядка трех десятков фермеров. А вот обследовать уже эксплуатируемую землю и разработать план внесения удобрений - просьба для местных сельхозпроизводителей вообще экзотическая. «В советские годы при колхозах и совхозах были агрономы, которые сотрудничали с астраханской агрохимслужбой, согласно результатам анализов последней они разрабатывали план внесения удобрений. Таким образом, соблюдался баланс выноса питательных веществ в почве», - посетовал госинспектор отдела государственного земельного надзора Россельхознадзора Василий Полулях.

В таких условиях госинспекторы Астраханского Управления Россельхознадзора считают ситуацию критической. «Сейчас очень интенсивно развивается сельское хозяйство. В частности, применяются гибридные семена, которые дают более высокий урожай, но вместе с тем выносят из почвы большее количество питательных веществ», - объяснил тревоги ведомства Василий Полулях. - Если неправильно мы вносим удобрения либо вообще не используем, происходит снижение плодородия. Если б каждое хозяйство ежегодно проверяли, можно б было что-то предъявить. Но дело в том, что мы проверяем раз в три года, поэтому проследить тяжеловато».

«Что касается государственного земельного надзора, то его осуществляет Служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и его территориальные органы. В рамках своих полномочий они осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:
- выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
- выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления», - разъяснила помощник прокурора Астраханской области Юлия Свитина. При этом выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ. Оно принимает планы проведения агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и иных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Россельхознадзор находится в ведении федерального Минсельхоза.

По данным госинспектора Василия Полуляха, в ходе проверок выясняется, что не все главы крестьянских хозяйств знают, сколько у них содержится питательных веществ в почве. Многие не обладают этими данными, хотя по закону должны поддерживать плодородие почв своих хозяйств. «В соответствии с требованиями Земельного кодекса, это статьи 13 и 76, в целях охраны земель землевладельцы, землепользователи, арендаторы обязаны:
- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ)
- соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
- представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
- содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
- информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления», - перечислила помощник прокурора области Юлия Свитина.

Действительно, как сообщили нам в областной Думе, куда мы отправляли запрос, фермер должен выполнять требование по поддержанию плодородия, но: «В настоящее время действующее законодательство не содержит в себе ни одной статьи, устанавливающей ответственность именно за нарушение комментируемого закона (закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» - прим. ред.). Однако установлена ответственность за причинение ущерба, нанесение вреда землям сельскохозяйственного назначения, в том числе выражающееся в понижении или полном уничтожении плодородия таких земель». Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за порчу земли (ст. 254 УК РФ).

По информации специалистов Облдумы земельный надзор осуществляют еще несколько органов. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
- выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Вот и получается, по старой русской пословице, «у семи нянек дитя без глаза» - за состоянием сельскохозяйственных земель следят несколько ведомств, а четкости в законодательстве нет. Отслеживать степень плодородия должно почему-то государство (через мониторинги агрохимслужбой), а сами фермеры к этим мероприятиям прямого отношения почему-то не имеют, да и спросить с них за отсутствие четкого плана внесения удобрений нельзя…

Марина ИВАНОВА

24.12.2014
Просмотров: 985

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Архив номеров

Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:

ВДВ

 

Рек-Тайм

Информация
ООО "Пресс-Юг" © 1998-2024. Допускается использование материалов сайта (кроме ОБЪЯВЛЕНИЙ) с гиперссылкой на источник! ООО "Пресс-Юг" не несет ответственности за рекламу, размещенную на данном сайте
Карта сайта Сайт управляется системой uCoz