Суббота, 20.04.2024
ООО "Пресс-Юг" 16+
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ УСЛУГИ [4]
Новости региона [1688]
Криминал [205]
Ваше право [568]
Астраханский спорт [415]
Бизнес/Экономика [200]
Культура [83]
Условия и способы подачи объявлений [4]
Форма входа
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






ДЕТСТВО - ДЕЛО ТОНКОЕ

Большая часть дорожно-транспортных происшествий сегодня связана, как утверждают медицинские психологи, с различными не пролеченными неврозами в глубоком детстве. Вчера этот мальчик доводил до истерики своей вертлявостью учителя, теперь его невнимательность может стать причиной серьезной аварии. Что предпринять родителям, чтобы ребенок рос и развивался грамотно, с удовольствием учился на хорошие оценки, а в будущем стал успешным человеком, а не претендентом на пополнение печальной статистики ДТП, в начале учебного года мы узнали у медицинского психолога Областной детской больницы им. Н.Н. Силищевой Елены Гончаренко.

«Очень часто обращаются родители детей с гиперактивностью, невнимательностью или с какими-то аномалиями, нарушениями поведения. Нужно здесь искать корень, потому что причины таких проявлений - в основном последствия родовых травм, наркозов, сотрясений головного мозга. Т.е. это уже идет изменение, дисфункция коры головного мозга. Поэтому такие вещи, как гиперактивность, в частности, или невнимательность - это не особенности характера и поведения или темперамента ребенка. Очень часто у нас люди списывают на подростковый или детский возраст, - рассказала Елена Гончаренко. - Все очень грамотно и правильно лечится на самом деле, исправляется. Если этим заниматься, детки начинают лучше учиться, убирается хаотичность движений, сверхподвижность».

Родители гиперактивного ребенка должны понять, что если в детском возрасте малыша не обследовали, не пролечили, то он невнимателен, отчего хуже учится, и в будущем вряд ли сможет претендовать на интересную работу с высокой зарплатой.

«На тип темперамента всегда можно списать, на особенности характера. Мы учитываем, что у нас Южный федеральный округ, активный тип темперамента, у нас очень много подвижных, ярких, эмоциональных людей, сродни Италии. Но там, где этой эмоциональности сверх нормы и где родителями списывается на «перерастет», то очень часто, в 90 процентах случаев в моей практике, выявляются неврологические нарушения», - констатирует медицинский психолог.

Кстати, чтобы избежать нежелательных последствий (ушибов головы, сотрясений), специалисты настаивают на отказе от серьезных спортивных нагрузок. Детям при взрослении, пока не сформировался интеллект (до шести лет) предлагают в качестве замены секций плавание.

Еще один принципиальный момент следует упомянуть, говоря о развитии ребенка. Часто родители просто не знают, куда обратиться, или боятся попасть, что называется, «на учет». «Мой ребенок не псих!» - упираются мамы с папами, поэтому игнорируют поход к любому специалисту, в составе названия которого есть корень «психо».

Давайте разберемся с терминологией.

«В школах и образовательных учреждениях работают, в основном, педагоги-психологи. Они занимаются исследованием когнитивной сферы, т.е. процессов памяти, внимания, мышления, следят, как учится и развивается ребенок в процессе обучения. Потому что он идет в школу в 7 лет и заканчивает в 16-17 школу, - объяснила Елена Гончаренко. - В поликлиниках и медицинских учреждениях города и области работают медицинские психологи. Это специалисты с дипломом психолога либо с переподготовкой по медицинской психологии, либо с дипломом медицинского психолога, которых выпускает наша Астраханская государственная медицинская академия. Эти специалисты занимаются нарушениями и патопсихологии, нарушениями тех же самых процессов интеллекта, памяти, внимания, мышления. Они разбираются в процессах неврозов или, как наша областная детская больница, - психосоматическими заболеваниями. Т.е. они в помощь лечащим врачам, чтобы определить, где есть функциональная патология, а где есть психологическая патология. Потому что много заболеваний соматических, которые возникают на фоне стрессового фактора. Т.е. они являются пусковым механизмом для развития функциональных нарушений».

Врачи-психотерапевты. У них базовое образование - врач-психиатр и специализация по психотерапии. Они занимаются лечением этих заболеваний - неврозов, психосоматозов и других психических нарушений - с элементами психотерапии, с программами по психотерапии. Врачи-психиатры занимаются только диагностикой нарушений и лечением психических заболеваний. Детские истерики скорее характерны для дошкольного возраста, правда, порой встречаются и у младших школьников. По словам специалиста, после наступления трехлетнего возраста считать такие проявления недовольства нормальными - нельзя. «Если ребенок в полтора года, очень частый, кстати, пример из практики, начинает капризничать и показывать негативную эмоцию - раздражительность, чувство гнева, агрессию бурную - то это не говорит ни о какой патологии. Отрицательные эмоции тоже входят в состав интеллекта, они должны развиваться. И именно отрицательные эмоции развиваются самые первые. Поэтому ребенок в полтора года должен реагировать и показывать какой-то протест на то, что ему не нравится. Это задатки личности, которая будет формироваться, ее эмоциональная сфера. Это все правильно, биологично и верно», - успокоила родителей малышей Елена Гончаренко. И тут же предупредила: «Но если ребенок уже старше возрастом (потому что в три года у нас уже личность сформировалась, он уже сознательно все делает), если он начинает путем каприза и бурной эмоции требовать что-то - это уже истерика, это уже манипуляция. Любая истерика основана на механизме манипуляции».

Психолог заметила, что если ребенок постоянно скандалит, чтобы что-то вытребовать и получить, понимая психологию родителей, то в случае отклика, живого участия мамы или папы такое истеричное поведение будет формироваться в постоянное.

Как же поступить, когда происходит истерика? Вроде бы на эту тему много сказано и написано, но когда сам да еще и в общественном месте становишься участником подобной ситуации, выбрать грамотную линию поведения трудно.

Елена Гончаренко советует: «Истерику, как говорят в медицине, нужно купировать. Не поддерживать эту эмоциональную реакцию. Т.е. мы не подбегаем к малышу, мы не даем ему то, что он требует, мы не гладим, мы его не жалеем, ни в коем случае не показываем агрессию, не ругаем. Мы просто уходим и даем ему время и пространство, чтобы он весь аффект выплеснул в плаче, в битье ногами, как это обычно бывает, руками, швырянии предметов. Вы увидите, что буквально через минут две-три-пять, до семи, аффект этот купируется и исчезнет. И после этого нужно к ребенку подойти и занять его каким-то другим делом, т.е. переключить его внимание. Вот тогда ребенок понимает уже на сознательном и подсознательном уровне, что манипуляция не работает».

Правда, оговоримся, навыки манипуляции пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни, так что уж совсем без неприятных минут истерики обойтись не получится.

Другая распространенная ситуация: ребенок 6-7 лет не хочет заниматься, а в случае неудач при учении уроков - плачет. Родители, с одной стороны, инстинктивно чувствуют, что это связано с новыми обстоятельствами в жизни малыша, с походом в школу. С другой стороны, маму или папу возмущает тот факт, что ребенок превратился в «нытика». И тут виновата, как выясняется, старушка-природа. «Интеллект созрел, сознание уже сформировано, но волевые процессы у детей в этом возрасте еще не очень зрелые. Волевые процессы, воля воспитываются через спорт, какие-то длительные по времени занятия. Волевой процесс формируется где-то до подросткового возраста и в дальнейшем, поэтому детки в этом возрасте отличаются тем, что они что-то не доделывают, у них быстро пропадает заинтересованность. Тем более - дошкольники или младший школьный возраст. Они какой-то деятельностью могут заниматься с активным вниманием, если все хорошо, минут 30, поэтому все занятия для дошколят и первоклашек сокращенные».

Кроме того, нужно обязательно обследовать чадо у медицинского психолога. Вдруг ребенок плаксив и нервозен, потому что к новым обстоятельствам жизни присоединился еще и невроз. «Вдруг он после стрессовых факторов, вдруг он пережил что-то в своей жизни. Очень часто происходит глубоко для детской психики травмирующе поход в первый класс или поход в детский сад. Это, на самом деле, считаются переломными моментами для формирования личности. Поэтому здесь то, что он может приносить домой такое поведение, связанное с неусидчивостью, плаксивостью, с раздражительностью, чувством гнева, это может быть связано не только с тем, что воля пока еще до конца не сформировалась, но и с тем, что неврозом или тревожностью, - подчеркнула психолог. - Девочки, конечно, больше плачут, потому что у девочек более эмоциональная сфера глубокая, красивая, как я называю. У мальчиков в жизни и в социуме есть запрет на реакции и эмоции, т.е. мы же воспитываем мальчика и говорим, что нельзя плакать. Мужчины не плачут. Поэтому часто у наших мальчиков все-таки больше психосоматических заболеваний. Когда эмоция не выплеснулась, то развивается болезнь».

Обратите также внимание на то, каков опыт в выполнении определенных действий у вашего сына или дочки. Если у ребенка что-то не получается, когда он делает это впервые, то у малыша возникает состояние тревоги. Причина непонимания, недоделывания до конца в том, что еще не выработан паттерн поведения, т.е. для ребенка это абсолютно новый вид деятельности. Зачастую, выполняя во второй-третий раз какую-то работу, особенно уроки, новоиспеченный школьник пользуется уже сложившимся постоянным механизмом действий.

Как должны поступить родители, когда ребенок капризничает во время выполнения уроков? Первый вариант - сразу сменить вид деятельности. «Опять же, на этом внимание не заострять и не ругать ни в коем случае, потому что вы здесь формируете низкую самооценку за неправильные действия. Вы ребенка сразу переключаете (у детей активное внимание, поэтому ребеночка нужно переключить сразу на другую деятельность), и через какое-то время вернуться к исходному материалу, к лепке, например. Но вместе, с помощью, показав, как это правильно делать. Дети часто копируют действия взрослых (у них в 6-7 лет как раз такая стадия - копирования чего-то, действий взрослого)», - советует Елена Гончаренко.

Второй вариант рассчитан на тот случай, если ребенок все-таки хочет доделать начатое дело. «Если мама чувствует, что интерес у малыша есть, просто неудача вызвала у ребенка негативную эмоциональную реакцию, то вы должны его поощрить, «погладить», как это говорится в психологии, показать позитивную эмоцию, что он «умничка», «молодечик», что «у нас все получится», что «будут успехи». Т.е. его нужно замотивировать. Именно когда мама, папа, родители дают позитивные эмоции, настройка идет такая позитивная на какие-то действия. Тогда лучше формируются защитные механизмы психики, и тогда идет мотивация и кодирование на успехи по жизни вообще. Все зависит от родителей, в том числе», - считает специалист. Так что, создав хорошее настроение во время, к примеру, рисования или лепки, мама бросит зерно на благодатную почву будущей успешной жизни своего ребенка.

Младшие школьники еще подвержены детским страхам. Как выяснилось, убеждать ребенка в том, что в темноте под кроватью никого нет и малыш может спокойно спать, бессмысленно. Тем более, что тот же страх темноты можно считать в некоторой степени союзником родителей. «Человек, когда его создала природа, познавал, что такое окружающий мир, поэтому в основном страхи носят эволюционную природу, т.е. инстинктивную. Страх огня, страх воды, страх даже медицинских манипуляций - все это работает на инстинкт сохранения жизни. Ребенок должен бояться, должен пугаться. Страх темноты - это генетический страх, который достался от предков. Все это очень хорошо хранится - вся информация в генетике и в подсознании любого человека, потому что вся информация за эволюцию записывается. И все это живет именно в подсознании. Ребенок до шести лет часто выдает такие страхи. Т.е. вы едете на море, а он боится воды. Он боится змей, арахнофобия очень часто встречается в практике - это естественно, это нормально, - уверена Е. Гончаренко. - Дргое дело - страхи, которые были приобретены, т.е. ребенок что-то испытал неприятное, где-то побывал - и тот же страх пожара здесь тоже нужно дифференцировать. Если ребенок испытал или видел этот пожар - это уже страх психологического больше характера, и он связан с тем, что эта новая информация записана в отделах памяти. Т.е. ребенок будет с этой информацией жить, она не будет его постоянно мучить, но она будет возникать тогда, когда будет аналогичная ситуация - он увидит такой момент в жизни или по телевизору. Проявиться реакция на вновь пережитые неприятные воспоминания может еле заметно: увидите, что он грызет ногти, или же у него помаргивания частые, или, возможно, он начинает плакать часто, нервничать, как-то уходить от телевизора, если он это видит по телевидению».

Так что страхи бывают разной природы: одни должны существовать и жить, другие подвергаются лечению, коррекции. На это должны обратить внимание родители.

Бегство в болезнь. Переживая поход в первый класс, не справляясь с избытком новой информации, малыш часто заболевает, поэтому порой простуды в первые месяцы учебы одолевают детский организм каждые две недели. Ведь так хочется родительской заботы. Конечно, хочется помимо учебы развивать творческие способности ребенка. Обязательно отдайте его в кружок по интересам. Но помните, именно дошкольный возраст - идеальное время для выявления талантов. Родителям рекомендуется поводить детей по творческим студиям, кружкам, чтобы выявить способности к рисованию, музыке, спорту. А вот с покорением высот науки торопиться не стоит.

«С семи лет, не раньше, необходимо отдать ребенка в школу. Сейчас множество различных школ раннего развития, где в 3-4 года начинают обучать грамоте. Это неправильно, потому что до 6 лет интеллект только формируется. И 3-, 4-летний ребенок, читающий текст, не понимает написанное, потому что мышление не созрело. Поэтому он просто копирует звуком, голосом текст. И тут главное не сбить мотивацию к учебе. Достаточно в промежутке с 6 до 7 лет дать дошкольнику какую-то базовую программу, которая потребуется ему для обучения в школе», - дала совет медицинский психолог Областной детской больницы им. Н.Н. Силищевой Елена Гончаренко.

Пользоваться рекомендациями специалиста или нет - каждый родитель решит для себя сам. Только не забудьте, что принимая решение, вы определяете судьбу своего ребенка!

Если у кого-то из читателей возникли вопросы к медицинскому психологу, присылайте их на адрес электронной почты: mariskaya@yandex.ru. Мы соберем все вопросы и переадресуем их специалисту, а затем, используя ответы, напишем статью. Следите за нашими выпусками!

Марина ИВАНОВА

10.09.2014
Просмотров: 928

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Архив номеров

Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:

ВДВ

 

Рек-Тайм

Информация
ООО "Пресс-Юг" © 1998-2024. Допускается использование материалов сайта (кроме ОБЪЯВЛЕНИЙ) с гиперссылкой на источник! ООО "Пресс-Юг" не несет ответственности за рекламу, размещенную на данном сайте
Карта сайта Сайт управляется системой uCoz