Основная задача, которая в настоящее время стоит перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр), – повышение качества и доступности услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам. Одной из возможностей решения этой задачи является переход на предоставление услуг в электронном виде. Сегодня, когда уровень технического прогресса позволяет человеку экономно расходовать свое время, он стремится получать необходимые услуги не выходя из дома, находясь в любой точке, где есть возможность подключения к Интернету.
В современных условиях популярность электронных услуг Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости постоянно растет.
Так, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены в Росреестр и его территориальные органы в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет по адресу: www.rosreestr.ru, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При этом заявление в форме электронного документа представляется в Росреестр и его территориальные органы путем заполнения формы такого заявления, размещенной на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в сети Интернет по адресу: www.rosreestr.ru, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, а также сторонами договора или уполномоченными ими на то лицами в порядке, установленном федеральным законом. При подаче такого заявления нотариусом заявление подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Электронно-цифровая подпись для Росреестра необходима для получения государственных услуг, которые предоставляются Росреестром и его территориальными органами с правом использования сетей общего пользования. Электронная подпись является обязательным условием в случае работы в электронном виде. Все операции и документооборот выполняется через портал Росреестра. Цифровая подпись позволяет заявителям получать следующие услуги Росреестра:
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество сделок с ним;
- выдача сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- государственный кадастровый учет объектов недвижимости;
- выдача сведений из государственного кадастра недвижимости.
Запросы в электронном виде отправляются на обработку в орган Росреестра и территориального органа, согласно месту расположения объекта недвижимости.
Согласно статье 5 Федерального закона «Об электронной подписи» №63-ФЗ от 06.04.2011 года (далее Закон) усиленная квалифицированная подпись - это подпись, которая соответствует всем нижеперечисленным признакам:
- получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
- позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
- позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи;
- ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
- для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с вышеуказанным Законом.
Используя электронную цифровую подпись для работы с Росреестром, заявитель получает массу преимуществ. Все операции выполняются намного быстрее, при этом заявителю не нужно затрачивать свое время для хождения по кабинетам и подачи бумажных вариантов документов. Происходит существенное снижение финансовых затрат, сведение до минимума личных контактов заявителей с сотрудниками, исключает коррупцию.
Каждый документ, получаемый из Росреестра в электронном виде, обладает юридической силой. Система криптографической защиты данных обеспечивает заявителю полную безопасность в процессе пересылки данных.
По информации Управления Росреестра по АО
|