Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
ЕСЛИ ФИНАНСЫ ЗАПЕЛИ
Финансовые услуги… Каждый из нас хотя бы раз в жизни брал кредит или становился чьим-либо поручителем при оформлении ссуды. И вряд ли большинство может сказать, что их взаимоотношения с банком в этот период складывались гладко. Пристальное внимание качеству оказания финансовых услуг сейчас уделяется на правительственном уровне. Законодательно закреплены права россиян при получении кредита. Пример тому - отмена осенью прошлого года комиссии за досрочное погашение займа. Однако количество обращений к правозащитникам по поводу предоставления некачественных финансовых услуг год от года растет. Об этом журналистам рассказали на пресс-конференции специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Астраханской области. Эксперты перечислили и основные виды нарушений прав астраханцев банками при выдаче кредитов. Вполне вероятно, кто-то из наших читателей тоже попался на аналогичные уловки клерков. Кстати, изложенная дальше информация будет полезной как тем, кто уже заключил кредитный договор с банком, так и тем, кто только планирует обратиться туда.
2012 год - знаковый для отстаивающих права потребителей организаций. 15 марта вся международная общественность отметила 50-летие Всемирного дня защиты прав потребителей, а россияне - еще и 20-летие Закона о защите прав потребителей, принятого в 1992 году. В этом году Всемирный день защиты прав потребителей прошел под девизом «Наши деньги - наши права: кампания за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
«Третий год подряд Международная федерация потребительских организаций предлагает девиз для Всемирного дня защиты прав потребителей, связанный с финансами. Девиз этого года продолжает глобальную акцию, начатую в 2010 году, направленную на усиление внимания мировой общественности к теме защиты потребителей финансовых услуг», - обосновала актуальность девиза заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Людмила Носкова. По ее словам, низкий уровень предоставления финансовых услуг был признан одним из основных катализаторов мирового финансового кризиса. И финансовые услуги продолжают из года в год оставаться наиболее проблемными для потребителей. У людей зачастую возникают проблемы с пониманием самой сути финансового продукта, которые, как правило, связаны с непредоставлением полной и достоверной информации по финансовой услуге.
Сотрудники регионального Управления Роспотребнадзора проводят работу по обеспечению прав потребителей на рынке финансовых услуг. За предыдущий год количество обращений в это надзорное ведомство увеличилось и составило порядка 22 тысяч. Астраханцы жаловались на некачественные финансовые услуги в письменном виде в 49 случаях, устно обратились на «горячую линию» и получили консультацию 70 человек. Возбуждено 9 административных расследований. Кроме того, эксперты Управления давали заключение для судов по подобным делам.
«При предоставлении финансовых услуг стало обычной практикой навязывание потребителям невыгодных условий», - отметила Людмила Носкова. Конкретные примеры навязывания невыгодных условий при кредитовании привела главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора Елена Лукова. Одним из основных направлений деятельности Роспотребнадзора в сфере оказания финансовых услуг является проведение контрольно-надзорных мероприятий. С 2009 по 2011 годы специалистами проведены плановые проверки во всех кредитных организациях региона. В настоящее время на территории Астрахани и области действует около 30 кредитных организаций.
«Анализ нарушений, выявленных во время проверок, позволяет выделить такие нарушения, как включение условий, противоречащих законодательству РФ. К ним относится взимание различных комиссий: комиссия за открытие и ведение ссудного счета, комиссия за выдачу кредита, комиссия за досрочное погашение кредита», - уточнила Елена Лукова. Кроме того, нарушениями считаются включение в договор положений о праве банка досрочно истребовать кредит в случае увольнения заемщика с работы и рассмотрение любого спора по месту нахождения банка или его филиала. Иногда рассмотрение спора проходит в третейском суде, который, как чаще всего указано в договоре, действует по месту нахождения юридического адреса банка, например, в Москве, что ущемляет права потребителя. Также незаконны одностороннее изменение условий кредита банком (в том числе - пересмотр процентной ставки за пользование кредитом) и требование возмещения кредитору расходов в случае, если заемщик заключил кредитный договор, но не стал кредит брать.
В ходе проверок кредитных организаций всем нарушителям выдавались предписания об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей, возбуждались административные дела, а также налагались штрафы на виновных. С 2009 по 2011 годы специалистами отдела по защите прав потребителей астраханского Роспотребнадзора рассмотрено 196 письменных и устных обращений граждан. Если в 2009 году таких обращений было 26, то в 2011 их стало уже 119. Жалобы от астраханцев поступают, в основном, по материальным спорам в связи с наличием долгов при нарушении сроков платежей по кредитам.
«Буквально на днях поступила жалоба, в которой потребитель сообщила, что в 2006 году она активировала предоставленную банком кредитную карту на 50 тысяч рублей. Все эти годы она ежемесячно вносит минимальный платеж в размере 2 тысяч рублей, однако на сегодняшний момент она должна банку 35 тысяч рублей. То есть за 6 лет она не вернула этот кредит», - сообщила Елена Лукова. Эксперт разъяснила, что причина кроется в наивности кредитующегося. Порой, взяв кредит и получив возможность погашения минимальными суммами, потребитель на деле платит лишь за пользование кредитом. То есть, как только мы активировали карту на 50 тысяч, потратив из этих денег хотя бы 100 рублей, мы должны банку не эти 100 рублей, а 50 тысяч, потому что проценты будут взиматься с общей суммы. По информации эксперта отдела защиты прав потребителей, процентная ставка в этом случае может достигать 60-70% и выше. «Вероятнее всего, в приведенном нами случае потребитель из суммы взноса в 2 тысячи рублей лишь сотню отдавала на погашение самого кредита, а остальное покрывало только проценты», - разъяснила Елена Лукова.
Еще одно следствие недостаточной информированности клиентов - выбор невыгодных тарифных планов. «На последней проверке в одном из банков проверялись тарифные планы. А накануне к нам обратилась одна из потребителей этого банка, у которой в графике платежей, кроме суммы основного долга и процентов, значились и какие-то иные платежи. При тщательной ревизии выясняется, что в большинстве договоров клиенты согласились на кабальные условия, переплачивая по кредитам», - привела очередной пример непорядочности банковских консультантов Лукова. Оказалось, что среди тарифных планов кредитов всего один бесплатный, который, видимо, консультанты банка подробно не описывают, а делают упор на платные, предлагая дополнительные псевдополезные, а на деле ненужные услуги - к примеру, дополнительную карту с валютным счетом. Зачем такая карта какой-нибудь старушке, пришедшей в банк за кредитом на холодильник или дорогостоящее лечение?
Сотрудники Роспотребнадзора призывают все тщательно обдумать, прежде чем брать кредит. Нужно оценить свои возможности возврата кредита, чтобы не оказаться в долговой яме на многие годы. Договор с кредитной организацией обязательно нужно внимательно перечитать. Если есть сомнения, можно позвонить на «горячую линию» астраханского Управления Роспотребнадзора и получить консультацию. Часто астраханцы идут за консультацией уже после заключения договора. Телефон «горячей линии» регионального Роспотребнадзора - 33-15-02, телефон отдела по защите прав потребителей - 34-48-40.
Надо также учитывать, что сотрудники Роспотребнадзора, когда спор имеет материальный характер, не имеют возможности принять какие-либо меры по прекращению требования банка по выплате кредитов. Решить эту проблему можно только в суде. Когда возникают подобные ситуации, пострадавшим разъясняют их права и оказывают помощь в судебной защите. В 2011 году специалисты отдела по защите прав потребителей по 6 искам астраханцев к банкам подготовили и выдали заключения в суде. С начала 2012 года уже подготовлены и переданы в суд два дела по взиманию комиссий за ведение ссудного счета.
«Чтобы реализовать свои права, нужно знать их. Для этого требуется повышать правовую грамотность населения, потому что, как показывает практика, мы не знаем своих прав, - настаивает председатель Астраханской городской общественной организации «Общество защиты прав потребителей» Наталья Беляева. - Наши дети, покупая жевательную резинку или сырок, уже вступают в определенные правоотношения. Они уже должны знать свои права». Дополняя слова сотрудников Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, Беляева заявила, что необходимо не только отчитываться о количестве проведенных в судах дел. Важно, чтобы судебное решение, принятое в отношении неопределенного круга лиц, публиковалось в СМИ, чтобы и остальные астраханцы могли выяснить, не нарушены ли их права в похожей ситуации. Пока система оповещения о принятых судебных решениях не налажена, за помощью и поддержкой можно обратиться в городское или региональное общества по защите прав потребителей по телефону 25-58-03.
Плюс ко всему, получить грамотную консультацию по финансовым вопросам в сфере кредитования и составить заявления во все инстанции можно в Центре информирования и консультирования населения по вопросам прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Астраханской области». Подробнее о деятельности консультационного центра можно узнать на сайте регионального Управления Роспотребнадзора (30.rospotrebnadzor.ru).
О значительном росте случаев несоблюдения законодательства на рынке финансовых услуг в отчете о деятельности за год сообщил также руководитель астраханского Управления Федеральной антимонопольной службы Николай Меркулов. В 2011 году количество нарушений в сфере кредитования, зафиксированных региональным УФАС, увеличилось в 5 раз. То есть отстоять нарушенные банками права можно и обратившись в антимонопольную службу.
Раз профессия позволяет, воспользуюсь возможностью выразить свою точку зрения. Не стоит бояться кредитов - просто изучите весь рынок финансовых услуг и выберите наиболее подходящий для вас банк и кредитный план. Избегайте и другой крайности: взяв кредит в одном банке и понимая, что не можете погасить, не торопитесь за еще большими деньгами в другое кредитное учреждение. Проконсультируйтесь со специалистами в любой из вышеперечисленных организаций. Они подскажут, как правильно поступить, помогут найти консенсус в переговорах с банком и добиться реструктуризации долга. Если же вы все-таки стали жертвой непорядочных банковских работников, не сидите сложа руки. Сумма выдуманной нарушителями комиссии - например, за открытие и ведение кредитного счета, - порой составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Зачем отдавать эти деньги банку?!
Успеха вам во всех законных финансовых начинаниях!
Марина ИВАНОВА - Запутались в отчетах для контролирующих органов и боитесь попасть под санкции? Грамотное и качественное составление бухгалтерской отчетности возьмет на себя бухгалтерская фирма «ФБР» и избавит Вас от головной боли! Цены на услуги приемлемы, а Ваша коммерческая деятельность будет надежно защищена.
|
04.04.2012
|
Просмотров: 1762
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
**Архив номеров |
Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:
|
|
|
|
|
|