Понедельник, 23.12.2024
ООО "Пресс-Юг" 16+
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ УСЛУГИ [4]
Новости региона [1688]
Криминал [205]
Ваше право [568]
Астраханский спорт [415]
Бизнес/Экономика [200]
Культура [83]
Условия и способы подачи объявлений [4]
Форма входа
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






ФАС: КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ ЖКХ - ЗАЛОГ НИЗКИХ ТАРИФОВ

Ежемесячно большинство добропорядочных астраханцев получают свою порцию стресса, простаивая в очередях на оплату коммунальных услуг, ругая коммунальщиков за непомерно высокие тарифы на услуги, при этом порой промерзая в недостаточно отапливаемых квартирах или бегая с кастрюльками нагретой для бытовых нужд воды. Оставшись со своими проблемами один на один, не подозревают, что за решением многих из них можно обратиться, к примеру, в региональное УФАС.

«За последнее время почти все органы власти занимаются наведением порядка в сфере ЖКХ. Мы занимаемся своей частью. В связи с тем, что сфера ЖКХ у нас низкоконкурентная, присутствуют в ней монополии. До состояния, когда на условиях конкурентных отношений будут оказываться услуги ЖКХ, нам еще далеко, нам есть чем заниматься, к чему стремиться, куда двигаться», - с таких слов начал заседание общественно-консультативного совета при Астраханском УФАС России его руководитель Николай Меркулов. На этот раз темой встречи избран «Антимонопольный контроль и развитие конкуренции в сфере ЖКХ». Причина выбора именно такой темы проста: развитие конкуренции в любой сфере услуг, включая ЖКХ, ведет к повышению качества самих услуг и их удешевлению, а в Астраханской области жилищно-коммунальный комплекс практически неконкурентен. На обсуждение прибыли представители региональных служб по тарифам и министерства ЖКХ.

«В соответствии с Жилищным кодексом, с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, к коммунальным услугам относится деятельность по предоставлению холодного и горячего водоснабжения и отопления, электроснабжения, газоснабжения. Все организации, предоставляющие данные услуги, входят в сферу антимонопольного контроля. Кроме того, существуют услуги, которые прямо не относятся к сфере ЖКХ, но они непосредственно связаны с таковой, и оказывают их все те же фирмы. Например, это услуги по внутридомовому газовому обслуживанию, услуги по установке, вводу в эксплуатацию и опломбировке счетчиков. В настоящее время большинство жалоб, которые поступают на злоупотребление доминирующим положением, поступают именно от граждан, управляющих организаций, общественных организаций, которые жалуются на поставщиков услуг ЖКХ. И среди наиболее значимых дел, рассмотренных за последнее время, можно назвать два дела. Первое - в конце 2010 года дело в отношении филиала ООО «Лукойл-ТТК» в Астрахани, который был признан нарушившим при применении тарифов, которые не были утверждены регулирующим органом. Это дело было рассмотрено с представителями службы по тарифам. И второе недавнее дело - в отношении Астраханского филиала ОАО «Газпром газораспределение» и ОАО «Астраханьгазсервис», которые были уличены в осуществлении согласованных действий по разделу рынка технического обслуживания внутридомового газового оборудования. Кроме того, частыми среди монополистов были нарушения, которые выразились в навязывании невыгодных условий договора, в прекращении поставки энергоресурсов без предупреждения, в выставлении завышенных счетов, отказе от опломбирования приборов учета», - обрисовал вкратце обстановку в регионе приглашенный на заседание совета начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС Павел Потылицын. По его словам, сейчас региональная антимонопольная служба рассматривает обращение от населения с просьбой проверки цен на опломбирование приборов учета, установленных «Лукойл-ТТК».

Как утверждают специалисты-антимонопольщики, все организации, оказывающие услуги ЖКХ, работают в условиях отсутствия конкуренции либо в силу особенностей законодательства, либо в силу экономических причин. Например, водоснабжение в Астрахани является локальной монополией. В силу закона невозможно разделить поставку и транспортировку воды, поэтому здесь развитие конкуренции может быть только с развитием сетей водоснабжения, что в настоящее время экономически неосуществимо. Примерно такая же ситуация в сфере газоснабжения, когда практически весь добываемый газ является собственностью «Газпрома», который реализует его через свои дочерние предприятия.

В связи с этим сотрудники местного УФАС разработали ряд предложений для развития конкуренции в сфере ЖКХ, активно влияющих на понижение уровня цен на «коммуналку». Так, необходимо издать некий законодательный акт, который бы обязывал жилищно-коммунальные предприятия привлекать подрядные организации на конкурсной основе. Например, даже на установку и опломбирование счетчиков можно было бы провести конкурс и привлечь то предприятие, которое окажет эти услуги по минимальной цене.

Еще одно предложение. В настоящее время оказывать услуги по внутридомовому газовому обслуживанию могут только специализированные газораспределительные организации. Таких в области всего четыре, поэтому, по мнению антимонопольщиков, вполне целесообразно допустить к осуществлению этих работ любые специализированные организации, чьи сотрудники прошли соответствующее обучение и имеют лицензию. Это также способствовало бы снижению тарифов.

Третье предложение, адресованное больше региональной службе по тарифам, - при формировании тарифов рассмотреть вопрос включения в них стоимости услуг расчетно-кассовых центров. «Формально мы знаем, что затраты на расчетно-кассовый центр в тарифы не включаются - методика запрещает. В то же время мы видим, что ЕИРЦ, например, не взимает комиссию за прием платежей. Это свидетельствует о том, что все-таки жилищно-коммунальное хозяйство каким-то образом эти затраты прячет, потому что они все-таки как-то оплачивают эти услуги ЖКХ. Поэтому необходимо выяснить, не скрываются ли эти затраты», - обосновал предложенное новшество Павел Потылицын.

Необходимо отметить, что последнее предложение появилось в астраханском УФАС не случайно. Антимонопольной службой центрального аппарата был рассмотрен ряд дел, по которым выявлено, что в тарифах организаций, оказывающих услуги, в частности, в Московской области, в состав тарифов входили комиссионные для организаций, которые осуществляют сбор платежей, их перевод, расчетно-кассовое обслуживание. Несмотря на то, что это относительно маленькая часть тарифа (она не превышала 5%), тем не менее, даже снижение тарифа на такую сумму оказало бы существенное влияние. Ведь основная часть плательщиков за услуги ЖКХ не отличается богатством.

«Перечисленные в докладе монополисты - частые гости в УФАС, и количество дел в отношении их исчисляется десятками и постоянно растет. Требуется введение срочных мер хотя бы для того, чтобы остановить этот рост, - прокомментировал доклад коллеги руководитель Астраханского УФАС Николай Меркулов. - Еще замечу, что локальная монополия наблюдается в сфере оказания услуг по обслуживанию многоквартирных домов. Дело в том, что в ряде районов города физически жильцам невозможно избрать какую-либо жилищно-коммунальную компанию, за исключением той, которая исторически сложилась, - раньше была ЖЭКом, теперь стала муниципальной или частной обслуживающей организацией. То есть конкуренции здесь также нет».

Другая активная участница общественно-консультативного совета - Наиля Никитина - не понаслышке знает все проблемы астраханского ЖКХ. Она сама исполняет обязанности управдома и в курсе всех тонкостей коммунального законодательства. Наиля Никитина обратила внимание собравшихся на проблемы новостроек. Для этих многоквартирных домов управляющие компании (УК) на конкурсной основе отбирает застройщик. Распространены случаи, когда УК собирают с жильцов деньги и банкротятся. Людям потом приходится платить миллионы, чтобы расплатиться по долгам с поставщиками услуг, а порой даже наладить их подачу. Причем такая картина характерна не только для Астраханской области, но и по России в целом. Для искоренения случаев подобных «банкротств» необходимо применять к нарушителям самые жесткие санкции.

С наступлением отопительного сезона долгожданное тепло пришло не во все дома, зато счета за поставку теплоносителя в своем почтовом ящике обнаружили все, включая тех, у кого батареи до сих пор остаются холодными. Наиля Никитина поинтересовалась у специалистов антимонопольной службы, как действовать этим людям, ждать ли перерасчета в дальнейшем или требовать его прямо сейчас.

По словам Николая Меркулова, необходимо активнее информировать население о том, что в случае неоказания или ненадлежащего оказания услуг ЖКХ необходимо обращаться в УФАС, где нарушенные права астраханцев будут восстановлены. «Ситуация с «Лукойл-ТТК» не может не беспокоить, потому что тепла нет, несмотря на объявление, что оно везде есть. Лично у меня дома отсутствует тепло, хотя, если верить газете, оно там давно есть. При этом счета населению выставляются. Получается, мы все вместе кредитуем «Лукойл-ТТК», - возмутился глава регионального УФАС. То есть обещания пересчитать стоимость в дальнейшем могут так и остаться лишь обещаниями.

Чле ны общественно-консультационного совета внесли еще одно предложение, которое, скорее всего, поддержал бы каждый астраханец, - при расчете тарифов включать в комиссии независимых экспертов. Это могут быть представители каких-то общественных организаций, чтобы общество было в курсе, из чего складываются суммы тарифов.

Еще один наболевший вопрос, который не обошли своим вниманием чле ны ОКС, - установка общедомовых счетчиков. По мнению Николая Меркулова, основная проблема здесь в низкой информированности населения. Граждане попросту не знают, в какие сроки, за чей счет и как должна проводиться установка счетчиков. Поэтому решено совместно с представителями областного министерства ЖКХ разработать рекомендации и обнародовать их через СМИ и сайты госструктур. По действующему законодательству, если жильцы не нашли возможности установить счетчик, а ресурсоснабжающая компания вынуждает их, накладывая штрафные санкции или не заключая договор, это - нарушение прав граждан.

«Рекомендую тем, кто столкнулся с подобной ситуацией, написать жалобу в Астраханское УФАС», - посоветовал Н. Меркулов.

Помимо сведений об установке общедомовых приборов учета, на всех сайтах поставщиков услуг и госструктур нужно разместить информацию о том, какие документы необходимо собрать для заключения договора с той или иной ресурсоснабжающей компанией, потребовали чле ны ОКС. Ведь это весьма упростило бы жизнь и населению, и самим поставщикам. За помощью в разъяснении правил заключения договоров и уточнении списка документов решено обратиться и в МФЦ (многофункциональный центр), где люди могли бы проконсультироваться в режиме «одного окна».

Начальник отдела правового обеспечения министерства ЖКХ Астраханской области Георгий Авличев подтвердил слова чле нов ОКС. «Действительно, в 90% случаев причинами создавшейся ситуации становятся безграмотность населения и непорядочность сотрудников ресурсоснабжающих организаций, которые пользуются этой неграмотностью», - согласился Авличев. Однако он отметил, что, согласно закону, граждане должны устанавливать общедомовые приборы учета, но не делают этого, выжидая очередного перенесения сроков установки счетчиков. Это сказывается на деятельности крупных компаний, которые закладывают в свои планы эту установку заранее. По той же причине до сих пор не снята и проблема общих мест пользования. Отсутствие общих счетчиков ведет к повисающим долгам за свет и тепло в подъездах. «Поэтому сегодня мы активно поддерживаем идею информирования населения, но не только об их правах, но и обязанностях», - подчеркнул представитель министерства ЖКХ.

«Чтобы спрашивать с жильцов, нужно, чтобы ресурсоснабжающие компании привели в порядок свое хозяйство, иначе с наступлением зимы снова трубы будут парить, течь, и услуги населению будут предоставляться уже не на должном уровне», - парировала Наиля Никитина. И при строительстве коммуникации подводятся с нарушениями, например, трубы кладутся прямо в землю, а не упаковываются в цементный короб.

«Застройщиков трудно контролировать, потому что законодательных норм они никаких не нарушают, - с сожалением отметил Георгий Авличев. - Что касается поставщиков услуг, то как раз установка общих приборов учета могла бы хотя бы частично защитить астраханцев от возложения на них потерь ресурсоснабжающих организаций. Если потери идут за границами ответственности и стоит общий счетчик, он покажет, что тепла, воды или электроэнергии в дом пошло несколько меньше, чем заявлено в счетах поставщика». Так что показатели общедомовых приборов учета, установки которых так боятся россияне, стали бы простым гражданам подспорьем в коммунальных баталиях.

Заместитель руководителя службы по тарифам Астраханской области Андрей Белик сообщил, что привлечение к обсуждению тарифов независимых лиц просто необходима, особенно когда речь идет о тарифах в районах области. Но заверил, что те тарифы, которые сейчас принимаются, являются экономически обоснованными и расходы на расчетно-кассовые организации в тарифы не включаются.

Белик также подтвердил необходимость постоянного информирования населения относительно политики в сфере ЖКХ региона. Полезным для рядовых астраханцев стало его сообщение о том, что на многих ресурсах органов власти, в том числе на сайте региональной службы по тарифам в разделе «Особо важная информация», можно найти информацию, где указано, какой организации подведомственны те или иные функции по контролю в сфере ЖКХ. Это необходимо, чтобы при обращении потребителя с жалобой не возникало эффекта «отфутболивания», и человек знал, к кому обратиться. Эта памятка актуализируется, буквально на днях произведено ее обновление. Еще на сайте Федеральной службы по тарифам, сейчас в тестовом режиме, а с нового года заработает в полную силу калькулятор коммунальных платежей для граждан РФ. Здесь можно самостоятельно провести калькуляцию всех коммунальных счетов.

Часть принятых на заседании решений чле ны общественно-консультативного совета переадресуют для исполнения в службу по тарифам и министерство ЖКХ области, остальное реализуют собственными усилиями. Главное, по мнению руководителя Астраханского УФАС России Николая Меркулова, - бороться за свои права в сфере предоставления услуг ЖКХ.

Марина ИВАНОВА
-
Необходимо оборудование для контроля качества покрытия в Вашей работе? Рекомендуем elcometer 223 - этот  цифровой профилемер поверхности имеет широкий диапазон измерения, работает в метрической и английской системах мер. А опционально к нему прилагаются калибровочный сертификат и сертификат стандарта UKAS.
02.11.2011
Просмотров: 3590

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Архив номеров

Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:

ВДВ

 

Рек-Тайм

Информация
ООО "Пресс-Юг" © 1998-2024. Допускается использование материалов сайта (кроме ОБЪЯВЛЕНИЙ) с гиперссылкой на источник! ООО "Пресс-Юг" не несет ответственности за рекламу, размещенную на данном сайте
Карта сайта Сайт управляется системой uCoz