Действие положений Таможенного союза, возможность упрощения процедур оформления документации при пересечении российско-казахстанской границы и многие другие вопросы вплоть до перспектив развития круизного туризма в регионе выяснили журналисты на пресс-конференции начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области, генерал-майора Николая Панченко. На прошлой неделе в ведомстве подвели итоги оперативно-служебной деятельности за 2011 год и сообщили о планах на ближайшее будущее.
2011 год существенно отличался от предыдущих тем, что с 1 июля вступили в силу соглашения Таможенного союза, и функции государственного контроля стран - участниц союза (России, Белоруссии и Казахстана) были перенесены на внешние границы. За исключением пограничного контроля.
«У нас в регионе, на границе между территорией Российской Федерации и Республикой Казахстан, тоже остался только пограничный вид контроля, все остальные перенесены, - отметил Николай Панченко. - Что это повлекло за собой? Мы отмечаем: количество лиц, следующих через границу, увеличилось примерно в полтора раза. Например, если в прошлом году мы пропустили через границу около 1,1 миллиона человек и порядка 150 тысяч транспортных средств, то по результатам 2011 года через границу было пропущено 1,6 миллиона лиц и более 250 тысяч автомобилей».
Соответственно, увеличился и поток грузов и товаров через государственную границу. В 2011 году ушла из Уголовного кодекса статья 188 «Контрабанда». Сначала по ней был поднят «потолок» до полутора миллионов рублей (меньшая сумма не считалась контрабандой), а теперь статья совсем отменена. «Да и с введением таможенного союза вообще пропал всякий смысл бежать с мешком товара через границу, если можно спокойно положить его в машину и проехать через официальный пункт пропуска. Если товар легальный, никто не будет задавать никаких вопросов, - пожалуйста!» - подчеркнул главный пограничник региона.
Чтобы еще более упростить процедуру пересечения границы для граждан государств - участников таможенного союза, сейчас астраханские пограничники совместно с казахстанскими коллегами проводят работу по организации единого совместного пограничного контроля. «Начнем, наверное, с железнодорожного пункта пропуска «Аксарайский». Есть соглашение с казахстанскими партнерами, что до 1 февраля мы согласуем схему проведения пограничного контроля, определим, в чем он будет заключаться и как будет проходить. И ближе к концу второго квартала приступим уже к совместному контролю, - уточнил Николай Панченко. - Более подробно говорить об этом рано, потому что ключевые договоренности пока не достигнуты».
Несмотря на то, что в прошедшем году основной упор был сделан на пресечение противоправной деятельности в пограничном пространстве на участке ответственности Пограничного управления ФСБ по Республике Калмыкия и Астраханской области, выявление каналов незаконных или запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации товаров, перекрытие каналов незаконной миграции, пограничники стояли на страже и экономических интересов государства в приграничном пространстве, и охраняли водные биоресурсы. «В 2011 году мы активно участвовали в обеспечении безопасности нефтегазового сектора в северной части Каспийского моря. Что касается водных биоресурсов, то, пожалуй, преждевременно говорить, что с браконьерством мы справились, - скептически заметил Н. Панченко. - Не было допущено ни одного несанкционированного выхода маломерных плавсредств с побережья Республики Калмыкия и прекращена деятельность организованных преступных групп, которые специализировались на браконьерстве на территории Калмыкии. Если говорить об Астраханской области, деятельность основных преступных группировок была парализована, но с бытовым браконьерством мы пока еще не справились и справимся не скоро... Для этого, наверное, должны быть задействованы и другие механизмы - не только правоохранительная система, но и социально-экономические меры. Мы отмечаем, что по нашему участку ответственности переместилась зона активности браконьеров. Если раньше мы сосредотачивались в море и основной упор делали на северную часть Каспия, то сейчас фиксируется более активный всплеск противоправной деятельности в дельте Волги, и его границы не выходят за рамки десятимильной зоны удаления от побережья».
За прошедший год пограничники провели 4 задержания перевозчиков наркотических веществ. Однако этот показатель в заслугу ведомства Панченко не ставит: «За позапрошлый год - 6 случаев. Наркотрафик не уменьшается, это мы, возможно, менее эффективно сработали».
Как сообщил начальник погрануправления, в завершающую стадию вошло строительство пункта базирования. Причем параллельно с введением стоянки для катеров планируется открыть еще и общежитие на 170 мест, что полностью решает вопрос обеспечения жильем военнослужащих - и по договорам социального найма, и служебными квартирами. Затраты на строительство составили 1 млрд. 100 млн. рублей. «Это завершает федеральную целевую программу по обустройству государственной границы. Сейчас принимается следующая аналогичная программа, рассчитанная на 2012-2020 годы. Надеемся, ряд объектов нашего управления попадет под действия программы», - сообщил Н. Панченко. Торжественное открытие пункта базирования с приглашением представителей средств массовой информации, скорее всего, проведут в начале марта, когда погодные условия позволят переместить на новое место базирования корабельно-катерный состав. «Некоторые проблемы у нас остались только в Республике Калмыкия, где окончательно не решены вопросы обеспечения служебным жильем и обустройства инфраструктуры: маневренного пункта базирования и административных зданий там у нас не хватает. Но есть основания полагать, что в рамках новой программы до 2015 года мы эти вопросы закроем. Кроме того, в 2013 году начнем строительство двух домов в Астрахани, потому что часть военнослужащих будет увольняться, часть будет вновь призвана на службу - потребуется новое служебное жилье», - рассказал Панченко. Планируемый срок окончания строительных работ жилых домов для астраханских военных - 2015 год.
Новую технику, которую астраханские пограничники получили на вооружение, они обещали продемонстрировать весной, с открытием навигации. В 2011 году в качестве эксперимента астраханским пограничникам выделен самоходный дебаркадер, кроме того, идет постепенная замена всех катеров на более современные, главным показателем которых является высокая скорость. Очередное поступление техники запланировано в следующем году.
Журналистов интересовал вопрос выбора места базирования. Теперь новый пункт размещается в районе Старого моста, где открывается идеальный обзор. Не повредит ли такая просматриваемость сохранению военной тайны? Начальник погрануправления уверен, что место выбрано удачно, а перенесение базы в отдаленный район не сыграло бы никакой роли для сохранности государственной тайны. Кроме того, расположение базы в черте города позволяет без лишних затрат решать социальные вопросы. В советское время, когда погрануправления со всей инфраструктурой находились в непосредственной близости от объектов охраны, порой неразрешимыми становились вопросы трудоустройства членов семей военнослужащих, возникали серьезные проблемы с посещением детских садов и школ. Сейчас таких сложностей возникнуть не должно.
«Из положительных моментов могу еще отметить работу программы ипотечного займа для военнослужащих, которая позволяет после шести лет службы по контракту получить квартиру (для офицерского состава - через три года - прим. ред.), а далее - в зависимости от того, сколько еще прослужит человек в войсках, - сократить выплату по ипотеке. Проще говоря, чем дольше служба - тем меньше выплаты из своего кармана. Почти ежедневно подписываю рапорта от подчиненных на получение целевого займа. Если помните, в советское время счастливым обладателем жилья можно было стать зачастую только после 20 лет службы. Разница существенная. Это помимо служебного жилья», - поделился Николай Панченко. То есть государство обязано предоставить военнослужащему квартиру, а по целевому займу человек может приобрести жилье в любом регионе России и, выйдя на пенсию, переехать туда.
Набирает обороты программа по привлечению гражданских лиц к охране границ. Во всех приграничных населенных пунктах были проведены сходы местного населения, на которых согласовывались вопросы необходимости добровольной народной дружины. Результаты сходов доложили губернатору. В результате Правительством Астраханской области принято постановление о привлечении местного населения к охране государственной границы на добровольных началах. Затем следующим постановлением введена социальная поддержка этих граждан, т.е. каждый выход добровольной народной дружины на охрану госграницы оплачивается из облбюджета. По словам Николая Панченко, необходимо активизировать взаимодействие с казачеством. В 2011 году в Красном Яре уже создана добровольная казачья дружина, которая выходит на охрану вместе с пограничниками. «Хотелось бы, чтобы были организованы аналогичные образования и в других приграничных населенных пунктах», - подчеркнул начальник Пограничного управления.
Для активной пропаганды программы и в целях развития патриотического воспитания в каждом приграничном районе области создали «пограничные» классы, шефство над которыми установило погрануправление. «Дети с огромным удовольствием, на наш взгляд, отнеслись к этой инициативе. Руководство школ очень позитивно восприняло. В октябре-ноябре с экскурсией посещали погрануправление, побывали на служебном катере, узнали историю погранслужбы», - сообщил Николай Панченко.
Журналисты предложили создать пограничные классы и непосредственно в областном центре, объяснив это желанием многих юных астраханцев получать те же знания, что и их ровесники из приграничных сел. Николай Панченко воспринял идею оптимистично.
Последним вопросом, вызвавшим наибольший интерес у журналистов и длительные дискуссии, стала возможность открытия круизного туризма в Астраханской области, о чем неоднократно в планах заявляло местное руководство. Такой вероятности главный пограничник региона не исключает, но сейчас принимать пассажирские суда на нашей территории может только порт Оля, где в то же время отсутствует соответствующая инфраструктура. Порт в Астрахани - грузовой, и чтобы изменить ситуацию, требуется смена документации.
Марина ИВАНОВА
|