Побег из дома. Кто в детстве с досады на очередную родительскую отповедь не строил дерзких планов уйти куда глаза глядят?! Потом, конечно, обиды забывались, вместе с ними и мысли о побеге. По статистике правоохранительных органов, в России ежегодно в побег пускается порядка 50 тысяч детей, и уменьшения этой цифры пока не наблюдается. Большинство статей в печати и материалов на телевидении рассказывает о причинах побега детей. Видимо, авторы надеются, что, зная эти причины, родители смогут их предотвратить. Однако, как показывает практика, зачастую родители знакомы с теорией, но не умеют применять ее. Мы обратились в многопрофильный социальный центр «Семья», где работают не только с конфликтами в астраханских семьях, но и помогают вернуть к нормальной жизни детей после побега.
По данным региональной инспекции по делам несовершеннолетних УМВД России по Астраханской области, с начала года было заявлено в розыск 203 несовершеннолетних. Из них только 75 убежали из социальных учреждений - детских домов, школ-интернатов, реабилитационных центров. Все остальные дети, а это почти две трети от общего числа, - из семей. Для возвращения детей в семьи в Астрахани работает целый комплекс служб. Этим занимаются социальные педагоги образовательных учреждений и социальных служб.
«Колоссальную работу проводят комплексные центры социальной помощи населению, в том числе центр «Семья». На базе этого учреждения оказывают практическую помощь не просто психологи, но и психологи-конфликтологи. Правда, проблема здесь может быть в том, что родители зачастую путают понятия «психолог» и «психиатр». Психиатр лечит психические отклонения, психолог помогает в конкретной ситуации найти выход, - констатировала инспектор по особым поручениям отделения по делам несовершеннолетних ООДУЧП и ПДН УМВД России по Астраханской области Светлана Подсосова. - Одно дело, если выслушать каждую потерпевшую сторону просто один на один. Другое дело, когда они садятся рядом, за стол переговоров, находят возможность задать друг другу неудобные вопросы и найти, может быть, неудобные в некоторых случаях ответы. Вот именно конфликтология в этой ситуации во многом нам помогает».
Не понаслышке знакомая с предметом разговора, Светлана Подсосова отметила, что в современном обществе родители заменили слово «воспитание» словом «содержание». Поэтому если ребенок не находит понимания у родителей дома, естественно, он ищет его на улице. Ему там становится интересно, его там понимают. Причем не всегда это понимание с положительным знаком. Поэтому инспекторы ПДН вынуждены зачастую объяснять родителям азбучные истины.
По информации инспектора, семьи, из которых убегают дети, разные: есть, конечно, неблагополучные, а есть имеющие видимость благополучия, - и тех и других примерно поровну. Среди причин побега Светлана Владимировна называет конфликтные ситуации в семье, связанные с личностными отношениями, либо разводом родителей или отъездом одного из них в командировку.
Список причин семейных конфликтов и побегов астраханских подростков из дому дополнила психолог-эксперт многопрофильного социального центра «Семья» Алиса Закусило: «В основном к нам приходят семьи, где встречаются проблемы непослушания детей, отказы учиться, что может быть связано с множеством причин, в том числе быть следствием возрастного кризиса ребенка. Самый значимый и самый яркий кризис - подростковый. Наступает такой период, когда подросток начинает стремиться к свободе. И хочет, чтобы его ближайшее окружение, его родители считались с его взрослением, чтобы они его понимали. Но мамы и папы еще долго считают его маленьким и сильно опекают, не давая возможности проявлять самостоятельность и нести за это ответственность». По мнению психолога, подростков часто слишком жестко ограничивают. Эти постоянные ограничения приводят к тому, что дети их часто нарушают, стараются выйти за их пределы. Рекомендуется эти рамки хоть немного расширить, и не стоит давить на ребенка своим авторитетом.
Бывает, сообщила Алиса Закусило, побеги дети совершают за компанию. Если один собрался в побег, то второй, чтобы не упасть лицом в грязь, может поддержать идею, хотя и понимает, какие могут быть последствия. Если подросток убежал, не важно, по какой причине, психолог советует срочно обратиться к специалистам центра «Семья». Изначально это можно сделать даже без ребенка: «Основной упор мы делаем на родителей, потому что через них мы можем повлиять на подростка. Мы информируем родителей о возрастных особенностях ребенка, даем рекомендации, как правильно общаться. Без желания подростка мы не сможем никак исправить ситуацию. А родители ориентированы на то, чтобы заинтересовать ребенка. Когда приходят к нам семьи, мы работаем в первую очередь с родителями - через них влияем на детей», - рассказала психолог.
Из детских домов дети бегут по схожим причинам. Как рассказала нам педагог-организатор по трудным детям детского дома-школы им. С. Здоровцева Юлия Шолтышева, первая причина - подростки бегут, чтобы почувствовать свободу, погулять, т.к. там содержатся дети из трудных семей, из малообеспеченных, у многих родители лишены родительских прав. «К нашим детям нужен особый подход, т.к. дети из неблагополучных семей, в основном, они изначально видели вот этот образ жизни, переняли плохие привычки от родителей, поэтому их тянет погулять во время уроков, на улице больше времени провести, - сообщила педагог. - Общий язык мы находим и в дружеской беседе, и проводим всякие профилактические мероприятия, т.е. беседуем. У нас отведены определенные часы на уроки и отдых. Для улучшения микроклимата проводим праздничные мероприятия, возим детей на море и экскурсии. Во время бесед объясняем, что дети должны соблюдать режим проживания: вовремя ходить учиться в школу, вовремя возвращаться, вовремя делать уроки, и, естественно, в ночное время суток находиться дома».
«Хочу сказать, что если сравнивать детей, которые убежали из реабилитационных центров, социальных учреждений, и детей семейных, то первые в силу тяжелых обстоятельств жизни более закалены и умеют сопротивляться обстоятельствам. Ребенок, убежавший из семьи, более подвержен чужому влиянию, потому что он попадает в совершенно другую среду, со своими законами, со своими понятиями - это практически законы стаи. Т.е. если этот ребенок ведомый, он попадет под чужое влияние. Поэтому нам таких детей нужно возвращать как можно быстрее и принимать меры незамедлительно», - заметила инспектор ПДН Светлана Подсосова.
Она уверена, что ошибка большинства родителей в том, что они, общаясь с ребенком, разговаривают с ним с позиции «родитель - ребенок». «Не надо забывать о том, что даже маленький, пусть ему будет 7-9 лет - он уже человек. У него есть свой характер, свои привычки, свои проблемы. Нужно вести диалог с детьми как с равными, тогда и найдем понимание и найдем те пути, которые нам могут помочь».
Сотрудники полиции постоянно работают с семьями. На учете инспекции по делам несовершеннолетних более девятисот семей - это семьи, находящиеся в категории неблагополучных. Еще около полутора тысяч семей - это те, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации, где зачастую ребенок имеет все, вплоть до компьютеров, но не видит в семье понимания. «Социологические исследования и постоянный мониторинг ситуации дают нам картину, что родители в благополучной семье уделяют ребенку не больше сорока минут в сутки. Сорок минут - это очень мало для общения. Плюс к тому же - это опять социологические исследования - мы наблюдаем такую картину, что ребенок, который более 10 дней провел на улице, с трудом возвращается в семью, - утверждает Светлана Владимировна. - Поэтому чем быстрее мы найдем ребенка, чем быстрее мы его вернем в семью, тем больше шансов у нас вернуть его в нормальное русло жизни. Но опять-таки работа должна вестись комплексная, и главное - родители должны хотеть это сделать и не отказываться от той помощи, которая им предлагается».
«Если ребенок уже убегал из дома, он не будет прежним. У него, вероятнее всего, возникнет потребность новых побегов», - подтвердила слова инспектора психолог Алиса Закусило. Она отметила, что в службу в основном обращаются родители девочек-подростков. «Зачастую это связано с каким-то, может быть, и гормональным сбоем. Девушки в этом возрасте придерживаются такого мнения, что им нужно чаще общаться со своими сверстниками. Здесь влияет также авторитетность сверстников девочки, - привела еще несколько причин конфликтов и связанных с ними побегов психолог центра «Семья». - У нас, например, была девочка, которой дня по четыре не было дома. Она не брала телефон и не давала о себе ничего знать. Когда мы с ней уже пообщались, мы выявили, что ей некомфортно было находиться с мамой. Отчасти причина в некоем психическом расстройстве, присутствие которого мы можем определить с помощью специальных техник, которые применяются в нашем центре. В том числе - «Мобильный кабинет эмоционального здоровья», где основной методикой является проективный тест восьми влечений Сонди. Он позволяет проникнуть в глубины психики человека, провести оценку эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирование вероятности развития различных психических заболеваний».
Как известно, любые психические особенности человека влияют на формирование личности и накладывают отпечаток на взаимоотношения с окружением. Кроме того, эта методика позволяет специалистам выявить привязанность ребенка или ее отсутствие. Ведь наличие привязанности к семье или к кому-то из ее членов - своего рода гарант того, что ребенок не пустится в бега. Если выясняется, что привязанности нет, и при этом высок фактор активности подростка, то психологи причисляют таких детей к группе склонных к побегу. «Поэтому в дальнейшем мы проводим психокоррекцию с учетом тех данных, которые получили на основании использования этих методик», - объяснила Алиса Закусило.
«Были у нас ребятишки, которые пропадали на улице много времени, но благодаря тому, что предпринимался весь комплекс мер, у нас ребята вернулись в семьи. Они получили достойное образование, и некоторые из них имеют свои фирмы, некоторые работают у нас в муниципальных организациях. Т.е. за любого ребенка бороться нужно до конца. Главное - желание родителей вернуть ребенка в семью и понять, почему он ушел, и устранить эту причину. Если этот треугольник сработает, то и шанс вернуть ребенка очень велик», - обнадежила инспектор ПДН.
За девять месяцев этого года, по информации правоохранительных органов, выявлено тридцать фактов именно семейного насилия. По шести случаям из них возбуждено уголовное дело по 156-й статье (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), есть уголовные дела за оставление ребенка в опасности, остальные связаны с нанесением различного вида телесных повреждений. «Здесь необходимо сказать, что зачастую люди думают, что жестокое обращение - это именно физическое насилие над ребенком. Но к физическому жестокому обращению у нас относятся и лишение крова, и лишение пищи, и психологическое насилие. То же самое учение уроков с помощью ремня, оно тоже может быть расценено как физическое насилие. Если это происходит систематически и в уничижающей ребенка форме, то это может быть насилием», - разъяснила Светлана Подсосова.
Психологи не рекомендуют наказывать детей физически, да и вообще с сомнением относятся к общепринятым представлениям о наказании. Укоры ребенка становятся бессмысленным занятием, если ребенок не понимает, что ругают его из-за переживаний и большой любви, а не из-за ненужности. Чтобы воспитательные лекции достигли нужной цели, специалисты рекомендуют сначала убедить подростка в своей любви к нему. Конечно, не за один раз - нужно периодически говорить о чувствах к нему, о переживаниях, при этом подчеркивая, что «переживания не из-за него», а просто «за него».
Когда после побега ребенок вернулся, не стоит с порога, хотя сдержаться очень трудно, приступать к нравоучениям и допросам, предупреждает Алиса Закусило, ведь это может вызвать обратный эффект. «Лучше выждать и спросить аккуратно ребенка: «Тебе грустно?» Причем в вопросе сразу должны быть утвердительные нотки, по этому ребенок поймет, что мама его понимает, мама ему сопереживает. Подросток убедится, что это не допрос, а предложение излияния души», - настаивает психолог центра «Семья».
Марина ИВАНОВА
|