Почтовые ящики астраханцев вновь атаковали разносчики рекламных изданий медицинских препаратов. Очередной экземпляр «Вестника здоровья» уже готовился отправиться в макулатуру, как выяснилось, что некоторые наши земляки интересуются содержимым этой, с позволения сказать, газеты. Разубеждать в приверженности сомнительным методам лечения самостоятельно бессмысленно - вряд ли кто-то поверит, поэтому подключили «тяжелую артиллерию»: отнесли «Вестник здоровья» врачу и руководителю Астраханского управления федеральной антимонопольной службы России, в чьи функции входит контроль исполнения закона «О рекламе».
Семидесятипятилетняя Валентина Жохова не просто интересуется этим изданием, она как-то купила через газету чудо-мазь, чтобы лечить больные ноги. Мало того, что потратила шесть тысяч, так еще и обещанного эффекта не получила: средство снимает боль сразу после нанесения, но не лечит. К слову, обратилась к услугам «лекарей-волшебников» не от безысходности, а из-за того, что добраться до врачей с больными ногами и провести в поликлинике некоторое время ей тяжело, вот и «проконсультировалась» с коллегами по несчастью на страницах издания, поставила себе диагноз и снадобье выписала. Хорошо, хоть явного вреда здоровью не нанесла!
Первой свое мнение о «Вестнике здоровья» высказала заведующая терапевтической службой НУЗ «Медико-санитарная часть», доктор медицинских наук, профессор Татьяна Эсаулова. Сама врач народную медицину признает без всяких оговорок, но уточняет: «Какие-то добавки - отдельно барсучий жир, мед, отдельно заваренная травка - безусловно, принесут пользу. Я сама рекомендую травы пациентам на протяжении всей своей врачебной деятельности и хочу сказать довольно достоверно, что вот такие многокомпонентные схемы, которые здесь предлагаются, - 10 натуральных компонентов, 20 натуральных компонентов - доказано нашими учеными, что каждый из компонентов сам по себе хорош, но когда они вместе начинают действовать, то часть из них просто инактивируется, часть из них меняет свойства. Поэтому, когда к нам на рынок хлынуло множество биодобавок из США, это было примерно 10-15 лет назад, тогда наши ученые буквально били тревогу».
Будучи профессором кафедры клинической лимфологии Университета Дружбы народов (Москва), Татьяна Эсаулова подтвердила свои слова примером негативного влияния на организм сложного лекарства: «Наши ученые из университета доказали отрицательное действие вот такой многокомпонентной схемы на движение тканевой жидкости в организме. Поэтому мы всегда пациентов наших от этого уберегаем». Степень благоприятности воздействия, по информации врача, зависит и от того, в какой местности собраны травы и в какой местности живет пациент. «Я была на международном конгрессе, где выступал ученый из Перу. Он, наслушавшись докладов о чудодейственности российских трав, решил сравнить, как действует обычный одуванчик, который собран в Подмосковье и который собран в Перу. Одно и то же растение! Оказались совершенно разные, порой даже противоположные свойства у одуванчика! Состав почвы, воздуха, воды, минеральные какие-то вещества совершенно разные», - рассказала Татьяна Эсаулова.
Что касается официальной медицины, для того, чтобы запустить какой-то препарат, будь то растительный или полностью химический, проходят многотысячные исследования. Только тогда препарат имеет право на выпуск для широкого круга пациентов. «Здесь нам говорят о том, что сибирские старинные какие-то рецепты собрали, слепили и пустили на промышленную основу: якобы несколько только предприятий выпускают. Я не уверена в таком действии описанных препаратов как панацея. Даже уверена как раз в обратном действии», - сомневается врач.
Тревожным фактом в описаниях и заявлениях в статьях газеты доктор медицинских наук считает, что препарат, бальзам или мазь сразу излечивают от множества заболеваний, причем это диаметральный разброс перечня заболеваний. «Например, я с удивлением прочитала, что препарат из десяти натуральных компонентов вылечит сразу от инсульта, от инфаркта, от гастрита… и перечислять можно полностью справочник болезней, и пить от всего. Лекарства от всего не бывает! Панацеи нет! - утверждает Т. Эсаулова. - Мало того, в многочисленных отзывах люди все пожилого возраста, пишут взахлеб (если все это на самом деле, авторы истинные), что, например, был парализованный, не мог ходить, встал после употребления «лекарства» и пошел. Не бывает чудес в нашей жизни! Тревожно, что, поддавшись на такую рекламу, наши пациенты, которые с возрастом приобретают множество болезней, отказываются от препаратов, рекомендованных врачом, и переходят полностью на эти добавки, мази, бальзамы какие-то чудодейственные».
Недоумение у практикующего врача вызвали и цены на средства. В газете написано, что на курс требуется от двух до четырех упаковок препарата, стоимость которых колеблется от пятисот до восьмисот рублей. Больные часто жалуются, что им назначают дорогие лекарства, 200-300 рублей упаковка. Это уже ощутимо, тем более когда нужно несколько препаратов. А здесь одна упаковка до восьмисот рублей! И пенсионер верит: он откладывает все назначенные врачом таблетки и переходит на это. Пока накопленный арсенал таблеток действует в этом пациенте, он чувствует себя неплохо, плюс добавляет какие-то мази, которые действительно могут обладать неким действием, у него все хорошо. Заканчивается курс - самочувствие ухудшается. Пациент снова отправляется за с не совсем доказанным действием средством по огромной цене. И хотя теперь уже эффект от чудо-мази может быть не таким положительным, ведь действие лекарств, прописанных врачом, тоже давно прекратилось, вернуть потраченные деньги будет уже нельзя.
Есть и другой сценарий развития событий, более печальный. Если пациент 60-70 лет постоянно получает препараты от давления, вдруг отказывается от них, считает, что дорого, да и все равно давление скачет, и начинает принимать средства из подобной газеты, что может быть? Сначала такой человек будет себя более-менее нормально чувствовать, но когда запас необходимых средств в организме иссякнет, происходит срыв, и тогда как результат - инфаркты, инсульты и различные осложнения. Наступает катастрофа.
«В качестве предупреждения хочу привести еще пример из практики. Я несколько лет работала в токсикологии в Центре по лечению острых отравлений. К нам одно время стали поступать пожилые люди с явлениями острого психоза. Мы не могли сначала понять, в чем дело. При дополнительном расспросе выяснили, что пациенты брали на рынке травки, отхаркивающее, обладающие серьезным побочным действием. А они старались, пили, вместо трех, к примеру, ложек - полстакана. Виноваты, естественно, сами пациенты. Поэтому применение любых народных средств должно проходить только под контролем своего лечащего врача и только как дополнение, а не замещение. Надеяться, что подобные разрекламированным в газете средства вернут здоровье и молодость, наивно», - резюмировала Татьяна Эсаулова.
Глава Астраханского управления федеральной антимонопольной службы России был более категоричен. Узнав тему разговора, руководитель Астраханского УФАС России Николай Меркулов продемонстрировал внушительную стопку похожих изданий и, не дожидаясь уточняющих вопросов, сразу выдал первую порцию предостережений. «Давайте начнем с того, что любое издание должно иметь выходные данные. Т.е. любой читатель, увидев соответствующую газету, в данном случае газету «Вестник здоровья», должен определить, кто, когда, на каком оборудовании ее напечатал. Чтобы, если содержится какая-либо непонятная информация, для написания жалоб, для связи с заказчиками информации, для иных каких-то действий, иметь возможность связаться, в том числе, посредством лица, изготовившего данную газету, данную рекламу. Ведь все, что есть в этой газете - исключительно рекламный материал, - акцентировал Н. Меркулов. - Реклама попадает под требования 38 Федерального закона «О рекламе». Соответственно, на рекламу препаратов, которые используются для лечения, рекламу БАДов, рекламу изделий медицинского назначения накладываются как общие требования, необходимые для распространения рекламы, так и специфические. Однако отсутствие выходных данных у газеты развязывает ее издателям руки: все эти требования не соблюдаются. Мало того, за публикацию материала, не соответствующего фактическому положению вещей (например, приписать непонятному средству, которое нельзя отнести ни к лекарствам, ни к БАДам, какие-то чудодейственные свойства, описать какие-то волшебные, не существующие в природе, методы лечения), никто не будет привлечен к ответственности». Вывод прозрачен: нет выходных данных - насторожись, потому что содержание в таком случае, вероятнее всего, будет далеко от правды.
Издание «Вестник здоровья» не содержит никаких исходящих данных, не написано, кто его и где изготовил. Но чтобы создать у наивного читателя полное ощущение, что перед ним действительно солидная газета, авторы организовали пространство последней полосы, имитируя расположение окошечек с информацией об издании, на самом же деле разместили в них цены на свой товар. «Имеются многочисленные нарушения действующего законодательства о рекламе, и вообще, препараты, которые здесь описаны, скажу как лицо, немного знакомое с медициной, навряд ли могут кому-либо и в чем-либо помочь. Одно только наименование «каменное масло» настораживает, - поделился сомнениями руководитель регионального УФАС. - Продукции с чудесными свойствами, обещающей чудесное излечение и прочее, быть не может. Кроме того, ни одно из указанных средств не является лекарственным препаратом, а большинство из них не является даже БАДом. Если препарат зарегистрирован как биологически активная добавка, обязательно в статье должны публиковаться сведения о его государственной регистрации. В нашем случае этого нет!
Ко всему в газете еще дана информация о сертификации товара, что, по словам руководителя УФАС Николая Меркулова, не соответствует действительности. Наглый призыв «Остерегайтесь подделок!» удивляет беспринципностью авторов издания.
Отсутствие выходных данных не позволяет проверить, действительно ли указанные в статьях люди заявляли о чудодейственных свойствах средств, действительно ли эти люди существуют. Сами статьи построены так, что читатель должен поверить, что описанные препараты медицинские, а методы лечения признаются и применяются в официальной медицине, т.е. пациент или читатель вводится в заблуждение.
«Мы запрашивали типографии на территории Астраханской области на предмет, изготавливали ли они подобные листовки. По нашим данным, это, скорее всего, привозной материал, - рассказал о попытках установления авторов «Вестника здоровья» руководитель УФАС. - Распространяются эти издания одним способом - оно исключительно анонимными лицами разносится по почтовым ящикам, причем ни у одного из астраханских продавцов печатной продукции нет официального договора с изданием «Вестник здоровья» на распространение его материала. К сожалению, на данный момент мы не можем вычислить фактического рекламодателя и распространителя подобного материала. Однако мы обращаем внимание, что все, что изложено в данных изданиях, не соответствует требованию действующего законодательства, значит, фактически потребитель вводится в заблуждение, фактически в отношении него осуществляются чуть ли ни мошеннические действия».
Теперь вам решать, чем и как лечиться. Доброго здоровья!
Марина ИВАНОВА
|