Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0
|
|
МАЛЫЕ КРЫЛЬЯ РОДИНЫ
В минувшее воскресенье в одном из районов Астраханской области прошло достаточно неординарное для нашего региона мероприятие. Энтузиасты - авиаторы-любители, профессионалы на пенсии и авиамоделисты всех возрастов - собрались в чистом поле под Камызяком и объяснили всем желающим, что если есть у человека мечта, для него нет преград, ничто не сможет его остановить. Даже такие, казалось бы, несокрушимые вещи, как закон тяготения и отсутствие крыльев.
Мы отправились на авиашоу «Крылья Камызякского края» с одним из участников, который представлял на суд коллег по увлечению и зрителей собственную винтокрылую машину. Чтобы успеть занять место и привести летательный аппарат в «боевое» состояние, отправиться пришлось загодя: в пять утра нужно было собраться у гаража, где хранится летательный аппарат, погрузить его на прицеп, сложить всю экипировку и запчасти и выдвигаться из Астрахани в сторону выставочного поля.
К слову, фестиваль на этом месте проходит уже второй год подряд. Съезжаются на него участники и зрители не только из районов нашей области. Есть гости из многих соседних регионов. Большинство, конечно, заезжает из чистого любопытства, в качестве зрителей. Бывают машины с номерами Волгограда, Калмыкии, Ставрополя, регионов Северного Кавказа. Но и авиаторы тоже пригоняют свои машины не только из окрестностей Астрахани. Так, в этом году установлен небольшой рекорд фестиваля: один из участников прибыл сюда из Краснодарского края. Причем его летательный аппарат добрался сюда не в фургоне прицепом. Авиалюбитель «своим ходом» прилетел на нем, преодолев порядка 800 километров по воздуху с одной-единственной посадкой в районе Яшкуля.
В этом и заключается своя прелесть сверхмалой авиации: аэродром для взлета и посадки совершенно не обязателен. Взлетать можно едва ли не с огорода, при хорошей погоде длина разбега может не превышать 50 метров. И чтобы сесть, достаточно найти свободный от транспорта участок автодороги, пустырь или достаточно ровное поле. Этот транспорт в умелых руках может садиться почти как вертолет. И потому краснодарский гость фестиваля спокойно опустился неподалеку от заправочной станции, передохнул, залил в бак новую порцию бензина (обычный автомобильный, А-93) - и продолжил полет. Так фестиваль, который участники скромно считали районным, в лучшем случае - областным, приобрел статус межрегионального.
До официального открытия оставалось еще около двух часов. Организаторы разворачивали палатку и сцену, готовили звуковое оборудование. Авиаторы выкатывали и устанавливали на специально огороженную площадку свою технику. Это шоу не случайно было названо фестивалем сверхмалой авиации: масса привезенных сюда «самолетиков», при полноценной возможности поднять человека в небо, не превышает 150 килограммов.
Больше всего на авиашоу прибыло летательных аппаратов одного типа - автожиров, по другому - гиролетов. Специалисты называют их переходной формой от самолета к вертолету: верхний винт, минимум плоскостей-крыльев. Но при этом второй, движущий винт - вертикальный, и дистанция для разгона и торможения все-таки требуется.
Хотя принципиальное отличие в конструкции между ними было только в расположении винта спереди или сзади конструкции, двух одинаковых машин на этой выставке было не найти. Еще бы: все образцы собраны своими руками, фактически из подручных материалов - выточенных по чертежам и описаниям или заказанных через Интернет. Поэтому один аппарат напоминает старинный самолет-истребитель 30-х годов прошлого века, другой больше похож на велосипед-тандем с пропеллером, третий и вовсе - на крупную газонокосилку.
Человек несведущий, увидев такое, наотрез откажется от предложения прокатиться. С первого взгляда и подумать страшно, что такая «табуретка с моторчиком» может подняться в воздух. И тем не менее, конструкция этих машин такова, что безопасность пилота и, на двухместных моделях, пассажира - гораздо выше в случае аварии, чем у классического самолета или вертолета. Дело в том, что большой верхний винт, делающий машину столь похожей на самолет, имеет свойство авторотации. Как говорят сами авиаторы, даже в случае неполадок, если в полете заглохнет мотор и автожир начнет опускаться, лопасти будут опираться на воздух и раскручиваться, замедляя падение. Машина спланирует к земле и опустится пусть жестко, но не катастрофично.
Из демонстрируемых здесь моделей только одна была «покупная», то есть произведена промышленно: гиролет «Орион», тот самый, что прилетел в Астрахань из Краснодара. Это машина иностранная, высокой степени комфортности и, соответственно, ценовой категории. Если аппараты местных конструкторов обошлись им в сумму порядка 100-200 тысяч рублей, то белый красавчик с прозрачным колпаком кабины влетел хозяину в копеечку. За машину, доставку, растаможку и оформление мужчина выложил в общей сложности около трех миллионов рублей.
Впрочем, его понять можно. Он на шоу был одним из немногих, кто имеет отношение к профессиональной авиации. Летчик-пенсионер, он не смог расстаться со своим призванием. Чтобы продолжать подниматься в воздух, он оказался готов не только выложить из личных сбережений крупную сумму, но и пойти в профильный бизнес: стать представителем фирмы-производителя в России, чтобы продавать подобные аппараты землякам.
Чуть позже, некоторые уже вместе со зрителями, на поле прибыли те участники, которым для подготовки и демонстрации своих «крылатых коней» не нужно было много места и времени. Расправил белое крыло и с треском мотоциклетного двигателя поднялся в небо дельтаплан. Выпустили свои купола, ловя достаточный для взлета ветер, парапланеристы. Устроили игру в догонялки и демонстрацию фигур высшего пилотажа авиамоделисты.
Учитывая специфику мероприятия, несложно догадаться, почему главными посетителями авиашоу были дети. Из ближайших районных окрестностей их привозили школьными автобусами, из областного центра и удаленных населенных пунктов - родители на личном транспорте. Сворачивали по указателю и заезжали «на огонек» многие случайно проезжавшие мимо по трассе.
Возможность посмотреть, потрогать, а то и посидеть в кресле пилота, покрутить рукояти штурвалов и понажимать на педали была у каждого. Конечно, малолетнему большинству с горящими глазами этого было мало. Все мечтали еще и покататься, хотя бы даже за деньги. Однако этого, увы, не дождались: выставленная техника все-таки не предназначена для развлечения и коммерческого использования. Чтобы не поддаваться соблазну, конструкторы собирают почти все такие машины одноместными, на поле оказалось всего два аппарата с пассажирскими креслами, но и они, в целях безопасности, не оправдали надежд тех, кто воодушевился небом.
По словам самих «сверхмалых авиаторов», бюрократические и финансовые сложности являются пока основными препятствиями на пути развития отечественного движения любителей автожиров. С одной стороны, уведомительный принцип подачи заявок на перелеты и отсутствие серьезных ограничений на полеты в пределах 300-метровой высоты - это существенный плюс. С другой - полноценное обучение, сертификация и постановка летательного аппарата на учет, соблюдение всех норм и правил настолько сложны и затратны, что порядка 70% всего парка сверхмалой авиации в стране живут в «партизанщине». То есть эксплуатируют свою технику подпольно, летают тайно.
При этом рынок профессиональной и полупрофессиональной сверхмалой авиации в абсолютном большинстве регионов России практически не освоен, ниша пустует. А могла бы, по мнению многих участников авиашоу, стать золотым дном для предпринимателей. Особенно на волне реформ в транспортных монополиях, таких как отмена поезда Астрахань - Волгоград. Летательный аппарат, способный с достаточным комфортом перенести пассажира в соседний город за два с половиной часа, при умеренной ценовой политике мог бы пользоваться немалым успехом в качестве аэротакси. Это если даже не вести речь о работе автожиров в сельском хозяйстве на опрыскивании полей и еще десятках видов работ, где они могли бы найти себе успешное применение.
Евгений ПЕТРОВ - взять кредит онлайн
|
22.05.2013
|
Просмотров: 1640
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
**Архив номеров |
Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:
|
|
|
|
|
|