Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
НЕСТАНДАРТНЫЕ СТАНДАРТЫ
Сколько уже, казалось бы, сказано и написано об образовательных стандартах. И по большей части - негатив. Но выясняется, если разобраться, не так страшны стандарты, как их малюют. Более того, их необходимость была утверждена еще законом об образовании в 1991 году. Однако дальше утверждения дело не пошло. Как результат, низкие показатели образованности россиян в мировых рейтингах - лишь в пятом десятке. О самих стандартах, полемике вокруг них и о том, что же ждет систему образования уже в этом году, рассказал астраханским журналистам министр образования и науки региона Виталий Гутман.
Самые оживленные дискуссии развернулись вокруг образовательного стандарта для старшей школы. Свои «пять копеек» внесли и депутаты астраханской областной Думы, отправив протест против их принятия на имя министра образования РФ Андрея Фурсенко. А вот Виталий Гутман не так категоричен и считает, что либерализация стандартов необходима. Родители и ученики сами могут определить приоритетное направление и выбрать необходимые для изучения предметы. Но отказываться от обязательного набора знаний министр не рекомендует: «Уверен, должны быть базовые предметы, куда бы я включил обязательно русский язык, историю, математику, ОБЖ (но не в том виде, как его преподают сейчас в большинстве школ) и физкультуру при условии наличия достаточных ресурсов».
Прямо сейчас впадать в истерику по поводу стандарта для старшеклассников Виталий Гутман не советует: «Самые спорные стандарты вводятся с 1 сентября 2020 года. Есть замечательная книга о Ходже Насреддине, в которой главный герой говорил: « К тому времени либо падишах помрет, либо ишак сдохнет». А если серьезно, времени на доработку и экспериментальную проверку достаточно. В то же время, с 1 сентября этого года вводятся стандарты для начальной школы. Они уже приняты, подписаны министром образования, и мы уже готовимся их вводить. Вот это почему-то не вызывает никаких вопросов, ни полемики, ни дискуссий, - отметил В. Гутман. - Отсюда у меня возникают некие сомнения в естественности дискуссии, которая была, и я понимаю, чем она вызвана. Существует заинтересованная в скорейшем принятии стандартов группа. И есть другая группа, как я ее называю, «профессиональная общественность», которая заинтересована в принятии других стандартов. И та, и другая преследуют вопросы экономические. Так как министерство образования склонилось на сторону одной группы, совершенно понятно, что другая начала жесткую непримиримую борьбу».
Виталий Гутман, будучи экспертом в разработке стандартов по всем типам образования, федеральным экспертом по закону об образовании, уверен, стандарты нужны: «Приведу аналогии из легкой промышленности. Почему одежда итальянских производителей пользуется большим успехом по сравнению с китайской? По одной причине - ее в Италии лучше делают. Почему ее там лучше делают? Потому что там есть жесткий стандарт качественной одежды. Любое производство и даже производство зубочисток должно быть стандартизировано. Человек, вкладывая деньги в какое-то производство, должен понимать, что он хочет получить на выходе. То же самое и в образовании. Общество вкладывает деньги через налоги в систему образования. Следовательно, мы с вами потребители. Мы должны понимать, что мы получим на выходе. Но для этого мы должны сформулировать, а что мы хотим. Вот это и есть стандарты. Это некое описание того, что потребитель хочет получить от производителя. И если мы хотим, чтобы у нас была модернизационная экономика, чтобы у нас было современное правовое государство, чтобы была демократическая страна, мы должны понимать, что тот стандарт, который мы формулируем сегодня и вводим с 20-го года, в 30-м должен дать искомый результат», - подвел итог министр.
Проблема разработанных образовательных стандартов, с точки зрения Гутмана, в иррациональном подходе к разработке: «Я всегда заявлял, что стандарт - не тема системы образования, это не наша задача. Например, если бы каждый производитель телефона самостоятельно устанавливал стандарты, сам себе объявлял, что такое телефон, телефонов бы не было. Кто-то ему формулирует, что телефон - это средство связи с такими-то способом соединения и т.д. Образование же само себе придумывает те критерии, по которым его будут проверять. Это - колоссальная ошибка».
На самом деле механизм разработки образовательных стандартов выглядит следующим образом: сначала должны собраться ученые, философы, культурологи, представители различных конфессий - уважаемые в обществе люди - и сформулировать стандарт, который будет носить описательный характер. После этого общество должно одобрить этот стандарт. И только тогда собираются профессиональные методисты, авторы учебников, педагоги и конкретно формулируют способы достижения определенных целей. Сложность в том, что сейчас вряд ли кто-то конкретно скажет, каким хочет видеть выпускника 30-го года.
По мнению Виталия Гутмана, важно учесть еще один важный фактор: если общество через государство задает какую-то планку, она должна быть проверяема. Чтобы в 30-м году общество поняло, получило ли то, что хочет. Все это в теории, на практике же с нового учебного года первоклассников, их родителей, учителей ждет новый образовательный стандарт. И министр рассказал представителям СМИ, в чем их принципиальная новизна, отличия от прежних требований: «Впервые в стандарте прописана обязанность школы заниматься развитием личности - это очень важно. Впервые в нем прописана обязанность педагогов быть не просто главными носителями и передатчиками информации, а советчиками, тьюторами, в идеале - направляющими ребенка в развитии. Этого никогда в предыдущих стандартах не было! Однако разработчики стандарта пошли по странному пути. Предполагается, что первоклассник будет занят в школе весь день. В первой половине дня его обучают, во второй - развивают. Возникает вопрос: как можно отделить процесс обучения от процесса развития? Т.е. система признается, что когда мы учим, мы никого развить не можем, поэтому дайте нам еще времени и денег, и во второй половине дня мы будем детей развивать. Это экстенсивный способ хозяйствования. Вместо того, чтобы за полдня, внедряя новые технологии, новые механизмы, добиваться лучших результатов, будем занимать целый день…
Следующий вопрос: как быть детям, которые кроме уроков еще посещают различные секции и кружки?
Третий вопрос: кто и как будет развивать в условиях сельской школы, где нет системы дополнительного образования? Тот же учитель, который с утра учит, а после обеда развивает. Вывод: во второй половине дня этот учитель будет просто продолжать учить.
Четвертый вопрос: за чей счет все это будет делаться? Это самый важный вопрос.
Кроме того, разработчики стандарта под него предлагают новое оборудование, новые технологии передачи знаний, новые возможности организации учебного процесса - это стоит миллиарды, которых ни у кого в России нет. Таким образом, могу вам заявить, что страна к введению стандартов с 1 сентября в полном объеме не готова».
Вполне возможно, кое-кого такая информация порадует, но рано или поздно школа должна будет перейти на новый стандарт, поэтому отсутствие средств в этой ситуации только усложнит процесс, затянет его, но вовсе не станет причиной отмены. Скорее всего, чиновники от образования обратятся к полумерам. Подобный пример привел на пресс-конференции Виталий Гутман: «На днях из Москвы пришел новый приказ, во многом упрощающий вторую часть дня. Появляется: «там, где возможно», «если ребенок занят в других клубах, можно ему зачитывать»…
По мнению министра образования и науки Астраханской области, несомненным плюсом новых стандартов следует считать разработку под них новых учебников: «Два издательства разработали новые системы учебников, которые транслируются и на среднюю школу. Они избежали излишней интеллектуальной перегрузки, но в то же время они не выстроены в традиционной передаче и напихивании знаний в голову ребенку. Ведь российский школьник знает больше всех в мире. Но практического применения этих знаний нет, умений нет». По мнению В. Гутмана, лишних предметов в школе нет, зато есть лишний объем. Программы по большинству наук можно разгрузить процентов на 40. Но это уже не вопрос стандартов, а вопрос организации учебного процесса.
Родителей, чьи дети переступят порог школы в этом году впервые, ждет приятный сюрприз. Губернатором области принято решение каждому первокласснику, который пойдет в школу обучаться по новым стандартам, подарить по комплекту (или системе) учебников. Так что переживать из-за поисков необходимых книг мамам и папам не придется, да и для семейного кошелька значительная экономия. На закупку учебников для первоклашек будет выделено из бюджета региона около 20 миллионов рублей. Один комплект в розничной продаже будет стоить в пределах трех тысяч рублей.
Неоспоримый плюс заключается в том, что более серьезной становится роль родителей в образовательном процессе. Планируется расширять степень участия управляющего совета школ, в том числе в контроле качества знаний.
Важная особенность вводимых стандартов - теперь каждая школа обязана разработать собственную образовательную программу. Она может отталкиваться от типовых, но теперь у школы появилось больше свободы. Раньше пошаговая программа изучения любого предмета утверждалась одна на всех, типовая. Теперь школа разрабатывает собственную программу, но с выходом на стандарт, а государство контролирует результат. «Поэтому особое значение стандартам придавать не надо. Это всего-навсего параметры, по которым будет проводиться измерение, - утверждает В. Гутман. - У системы образования масса более важных проблем. Две самые главные из них - неумение работать с одаренными детьми и с детьми, нуждающимися в коррекции».
Тем временем новые стандарты образования педагогических кадров приняты в 2009-2010 годах. И уже почти год ведется подготовка учителей по ним. Правда, новое поколение учителей, тьюторов, появится не ранее, чем через 15 лет, утверждает Виталий Гутман. Психология меняется слишком медленно. Что касается стандартизации вообще, то в Астраханской области пошли на стандарты еще 6 лет назад. В 2005 году ввели подушевое финансирование - это стандартизация расходов. Сколько учеников - столько и денег. Между школами началась конкуренция.
К слову, впервые в России об образовательных стандартах заговорили в 1991 году. Тогда был принят закон об образовании, в котором было обозначено, что нужны стандарты. Первые группы по разработке стандартов были созданы в 1993-1994 гг. При этом 20 лет система образования жила без критериев…
Марина ИВАНОВА -
|
17.03.2011
|
Просмотров: 1707
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
**Архив номеров |
Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:
|
|
|
|
|
|