Суббота, 20.04.2024
ООО "Пресс-Юг" 16+
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ УСЛУГИ [4]
Новости региона [1688]
Криминал [205]
Ваше право [568]
Астраханский спорт [415]
Бизнес/Экономика [200]
Культура [83]
Условия и способы подачи объявлений [4]
Форма входа
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Ни для кого не секрет, что экономика страны развивается тем лучше, чем выше качество и уровень образования, что в свою очередь снижает уровень безработицы и в разы повышает продолжительность жизни. Многие историки экономики обнаруживали связь между распространением образования в различных странах мира и началом экономического роста. Например, Истерлин установил, что, как правило, после проведения образовательной реформы требовалось 25-30 лет, чтобы в той или иной стране начала заметно расти экономика.

Известно, что уровень образования в России (как среднего, так и высшего) за последние годы резко снизился. Об этом говорят как педагоги, так и сами учащиеся. Раньше наше образование было предметом зависти всего мира. Советский Союз был одним из главных центров технического образования, а сейчас 15-летний российский подросток по математике находится примерно на том же уровне, что и американский подросток. Образование мощнейшим образом влияет на экономику страны, поскольку в этой сфере присутствует повышенная трудовая занятость. Кроме того, образование весьма привлекательный проект для финансовых вложений и отчасти для трудовых (поскольку именно в этой сфере мы «выращиваем» новых специалистов). Многие годы российское образование являлось эталоном фундаментальности. Любой желающий мог получить образование бесплатно и на всю жизнь. Систему высшего образования составляли неимоверные труды педагогов, преподавателей, ученых, которые не искали выгоду в этом деле для себя – такая система была надежна!

Сегодня высокий спрос на образование вызван вовсе не желанием молодых людей учиться и набираться знаний, а всего лишь простой формальностью: «так надо», «родители заставили», «откосить от армии». Есть и другое мнение, что диплом о высшем образовании – это залог успеха в карьере. Однако все это привело к существенному снижению требований к качеству учебного процесса, к резкому расширению коммерческого приема в вузы. Конечно, создание филиалов в малых городах решило проблему с поступлением в вуз для жителей глубинки, но выиграли ли от этого студенты? Нет. Это повлекло ослабление требований – как к ученикам, так и к преподавательскому составу. Да и уровень полученных школьных знаний провинциальных абитуриентов во многом уступает знаниям городских абитуриентов.

Знания, которые ученики получают в школе, должны являться прочной базой для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении. Считалось, что хороший уровень школьного образования в разы повышал шансы на поступление в вуз. Что же происходит сегодня? Если мы говорим о реформе образования, то первое, что приходит на ум, – ЕГЭ.

Конечно, основной задачей этого нововведения (а порой и единственным оправданием) является борьба с коррупцией при поступлении в вуз. Но так ли это на самом деле? Если раньше коррупция проявлялась в нечистоплотности приемной комиссии, то сегодня этот маятник сдвинулся в сторону репетиторства, причем занимаются этим представители все той же комиссии, обещая обеспокоенным родителям, что после занятий их ребенок точно поступит в высшее учебное заведение на бюджет. Деньги из родительского кошелька все так же утекают, как было и без ЕГЭ, но зато сегодня цель звучит куда благороднее – сдать экзамены, а орудие успешной сдачи – репетитор из вуза. Сегодня самоцелью выпускников школ является не получение знаний, а успешная сдача ЕГЭ. Причем успешная сдача Единого Экзамена никак не гарантирует высокий уровень знаний. Прежде всего – это натасканные навыки выбора верного ответа из 4 возможных вариантов.

ЕГЭ: за и против

Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в шестидесятые годы прошлого века. Тогда французские колонии в Африке обрели независимость, и в страну начали съезжаться тысячи иммигрантов с южного континента. Уровень их образованности был, мягко говоря, низок, так что власти упростили систему экзаменов, чтобы те смогли учиться. Были введены тестовые опросы, школьный выпускной экзамен совмещался с вступительным в вуз. Тогда французы не приняли новую систему, считая, что она ведет к «отупению» нации.

В России эту «систему отупения» начали вводить через 40 лет – в 2001 году. Сначала – в качестве эксперимента и всего в нескольких регионах: Чувашии, Марий Эл, Якутии, Самарской и Ростовской областях. В ЕГЭ тогда приняли участие более 30 тысяч человек и около 50 вузов по восьми учебным дисциплинам. Одиннадцатиклассники еще могли выбирать: сдавать единый экзамен или выпускной в традиционной форме.

Кстати, «единство», о котором идет речь в названии новой версии выпускного экзамена, заключается в двух особенностях. Во-первых, результаты ЕГЭ одновременно учитываются и в аттестате, и при поступлении в вуз. Во-вторых, эти экзамены проводятся одновременно на всей территории России, на них применяются однотипные задания и единая шкала оценки.

Через восемь лет эксперимент над выпускниками был закончен. С 1 января 2009 года ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов. Сейчас такие экзамены проводятся по двум обязательным предметам (русскому и математике) и 12 выбранным: четырем иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию и информатике.

И вот уже 15 лет, с самого появления, вокруг ЕГЭ ходят споры. Убежденные сторонники и противники этой формы выпускных экзаменов составляют длинные списки «плюсов» и «минусов» «егэизации».

«Плюсы» ЕГЭ

+ Выпускник из провинции может претендовать на поступление в престижный вуз наравне со всеми.

+ Абитуриент может подать документы одновременно в пять вузов по трем направлениям в каждом. Таким образом, ему не нужно сдавать экзамены 15 раз, достаточно лишь единожды сдать ЕГЭ по нужным предметам.

+ Бывшему школьнику не нужно выезжать в вуз, находящийся в другом городе, для сдачи экзамена. При высокой стоимости билетов на поезд, самолет или даже автобус массовая миграция провинциальных выпускников в столицы была бы невозможна без ЕГЭ. Практика выезда абитуриента в «большой» город сохранилась лишь в нескольких десятках вузов, сохранивших право на творческие испытания для будущих работников творческих профессий.

+ Сдать ЕГЭ гораздо проще, чем традиционный устный экзамен. Для получения нескольких десятков баллов в сертификат можно лишь отгадать ответы в тестовой части А. Если хорошо развита интуиция, знаниями голову можно совсем не забивать. Части А сегодня нет только в ЕГЭ по математике, литературе и иностранным языкам.

+ Можно меньше учить и меньше нервничать. При Советах выпускники сдавали 6-7 экзаменов для получения аттестата о среднем образовании, а потом еще 3-5 вступительных экзаменов в каждый вуз. Сегодня выпускнику нужно сдать два обязательных ЕГЭ для получения аттестата и еще один-два для поступления в нужные университеты.

«Минусы» ЕГЭ

— Коррупция как была, так и осталась. Эксперты утверждают, что благодаря зашифрованным номерами именам и фамилиям в системе ЕГЭ нет места взяткам. Раз так говорят люди знающие, нам придется закрыть глаза на слухи о том, что в регионах Кавказа за выпускников экзамен решают преподаватели. Однако даже Рособрнадзор ежегодно признает наличие выбросов ответов на все ЕГЭ за пару часов до сдачи. Так что о честности даже через 15 лет после начала эксперимента не может быть и речи.

— Напишешь лишнюю черточку – не получишь пару баллов. Любая клякса на экзаменационном листе рассматривается бездушной проверяющей машиной как галочка. И если она там появилась случайно, абитуриент может не получить нужный балл. Точно так же компьютер может ошибиться при прочтении букв или цифр, записанных выпускником в части B.

— С 9 по 11 класс школьников «натаскивают» только на экзамены. Преподаватели активно учат своему предмету только тех, кто этот самый предмет сдает. Остальным они ставят оценки автоматом, зная, что им все равно и что в последующей учебе им это вряд ли пригодится.

— Прежние выпускные экзамены позволяли абитуриентам с ранних лет понять, что их ждет в вузах. Потом, в высшей школе, все студенты, привыкшие писать на автомате тесты, не понимают, как можно за несколько дней назубок учить по 70 билетов к каждому экзамену.

— Ученики, которых два-три последних школьных года нацеливают на решение ЕГЭ, постепенно деградируют. Они заучивают варианты экзаменов прошлых лет по литературе вместо того, чтобы читать книжки. Учат часто попадающиеся правила по русскому языку, но делают десятки ошибок в сочинениях. Заучивают даты по истории, но не понимают причин и предпосылок того или иного события.

Проблема ЕГЭ была и остается одним из самых обсуждаемых вопросов в российском обществе. С момента официального утверждения единого государственного экзамена в нашей стране прошло уже много лет, однако споры по поводу целесообразности этого введения продолжаются до сих пор. Одни говорят, что ЕГЭ облегчает жизнь ученикам, другие же, наоборот, считают, что он доставляет еще больше хлопот и нервотрепки, чем старые советские выпускные экзамены. Имеется в виду, что ЕГЭ подразумевает переход от системы «ученик – учителю» к системе «ученик – компьютеру». При этом не учитываются индивидуальные качества школьника, ему не дается возможность «раскрыться» и показать свои знания. Оценка знаний сводится к нескольким вопросам или формулам.

P. S. Все мы родом из детства, и поэтому для каждого из нас очень важным является то, как он провел эти прекрасные годы своей жизни. Семья, детский сад и, наконец, школа. Как пройдет это время, какое образование получит ребенок – зависит не только от него, но во многом и от окружающих его людей, от общества, а также, как это ни удивительно, – от школьной программы. Вдумайтесь, одиннадцать лет вполне сознательной жизни. С чем можно это сравнить? С двумя «пятилетками», с довольно серьезным юбилеем семейной жизни, да много с чем. Но все, что бы мы ни вспомнили, является весомым, значимым.

Итак, вот он человечек, стоит на пороге новой жизни, всем верит, всему открыт. Что запишут в эту открытую книгу? Хотелось бы думать, что светлое, доброе, вечное. А ведь все промахи в воспитании и обучении неизменно скажутся, сразу или по прошествии времени. Возможно, это будет страх неудачи, возможно, нелюбовь к математике или еще что похуже. Конечно, есть в школе прекрасные люди, талантливые преподаватели, учителя с большой буквы. Они отдают нашим детям свои силы, знания и даже любовь. Да, здесь хотелось бы сделать лирическое отступление и сказать, что если будущий педагог вдруг почувствовал или просто понял, что знаний предмета преподавания у него хватит для работы с детьми, а любви к ним не хватит, то он как честный человек должен уйти, сменить профессию и никогда не браться за такое нужное, но очень сложное дело – растить ЧЕЛОВЕКА.

Также хочется сказать о порою завышенных требованиях, предъявляемых к учащимся. Скажем, требовать от шестиклассника анализа и выделения проблем современной российской школы. Пожалуй, это преждевременно, так как выделить что-то из целого возможно только в случае досконального знания предмета, о котором идет речь. Вряд ли ребенок в двенадцать лет имеет хотя бы общее представление о системе образования в России или тем паче в иностранном государстве.

Время от времени в России происходят реформы, они затрагивают различные стороны нашей жизни. Вот недавно реформировали здравоохранение, армию и органы правопорядка, но беда только одна – лучше не становится. К сожалению, это же касается и реформы образования. Почему так происходит? То ли отнести это на дураков и дороги, то ли на загадочную русскую душу…

По материалам из открытых источников

20.05.2016
Просмотров: 1039

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Архив номеров

Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:

ВДВ

 

Рек-Тайм

Информация
ООО "Пресс-Юг" © 1998-2024. Допускается использование материалов сайта (кроме ОБЪЯВЛЕНИЙ) с гиперссылкой на источник! ООО "Пресс-Юг" не несет ответственности за рекламу, размещенную на данном сайте
Карта сайта Сайт управляется системой uCoz