Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
ОБЩЕМИРОВАЯ ПРОБЛЕМА В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ РЕГИОНЕ
Не ослаблять бдительности и активизировать агитацию, иначе «…усиление экстремистских сторон политического ислама, которое проявляется в террористической активности, радикализации мусульманского населения Астраханской области, может стать существенным фактором территориальной и социальной дезорганизации. Если не предпринимать комплексных адекватных мер, то может проявиться тенденция роста напряженности, а значит, и угроза культурной и национальной безопасности области», - предостерег участников рабочего совещания о ситуации, сложившейся в астраханском мусульманском сообществе, и мерах по профилактике и противодействию радикализации мусульманской уммы региона руководитель администрации губернатора Астраханской области Канат Шантимиров.
Пятничное совещание провели в расширенном формате с участием представителей религиозных и национально-культурных объединений, силовых и надзорных структур, представителей органов государственной и муниципальной власти, что говорит, с одной стороны, о реальном повышении напряженности обстановки, с другой - о контроле руководства территории над ситуацией и готовности адекватно реагировать.
Политизация и радикализация современного ислама, превращение его в важную составляющую политического и социально-экономического процессов в странах с мусульманским населением - общемировые тенденции, ведущие к резкому обострению общественно-политической ситуации на местах, терактам и убийствам. Последним примером стало двойное преступление, совершенное в июле в Казани, - убийство заместителя муфтия республики Татарстан имама Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. Не миновали описанные тенденции и Астраханскую область. Экстремистские идеи, по данным администрации региона, распространяются здесь сторонниками радикальных исламских течений, ваххабизма и салафизма.
Среди негативных факторов, играющих роль в расширении базы радикального ислама в регионе, Канат Шантимиров назвал безработицу и бедность определенной части жителей области. «На неблагополучии общей ситуации также сказываются особенности структуры, социального расслоения и поляризации общества. В отдельных районах и населенных пунктах сложившаяся в конце 1990-х годов система управления имеет отчетливо выраженный клановый, а зачастую и семейно-родственный характер. В результате на местах не работают социальные лифты, молодежь не имеет реальных перспектив роста, что облегчает радикальным исламистам задачу внедрения в сознание людей антироссийских, антигражданских и антигосударственных идей. Тем временем тот сегмент общества, который составляет основу российского культурного влияния в регионах России, а это, как правило, представители русского и других славянских этносов, объединяет наименее обеспеченную и социально незащищенную часть населения - учителей, врачей, инженеров, научных и культурных работников. Именно эта, наиболее законопослушная часть астраханского социума, столкнувшись с проблемами экспансии радикального ислама, вынуждена выезжать с территории области в регионы Центральной России, еще более усугубляя ситуацию и нарушая сложившийся этноконфессиональный баланс территории», - сообщил Шантимиров.
В списке причин расширения базы радикального ислама также и массовая стихийная миграция из горных районов в равнинные или из сельской местности в города и пригороды. Итог - появление целого слоя населения, уже отошедшего от традиционного уклада жизни и связанной с ним традиционной культуры, но еще не ставшего городским, не утвердившегося в новой системе ценностей. В Астраханской области, по информации региональной администрации, носителями радикальных настроений являются, в основном, выходцы из этнически однородных сельских районов республик Северного Кавказа и Закавказья, а также стран СНГ, таких как Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.
В условиях возросшей за последние десятилетия религиозности мусульман радикальные исламисты убеждают верующих, что истинные мусульмане должны вести борьбу с несправедливостью даже вооруженным способом. А «джихад» трактуется ими как «прямой путь в рай». В 2010 году в Красной мечети №3 Астрахани экстремистами бандподполья эмира Доку Умарова была предпринята попытка распространения листовок с призывами к астраханским мусульманам начать вооруженную борьбу против существующего строя и его пособников - представителей органов государственной, муниципальной власти, а также сотрудников силовых ведомств и органов безопасности. Известны случаи выезда астраханских мусульман на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии для прохождения военной подготовки в полевых лагерях моджахедов с последующим участием в террористических и экстремистских акциях.
«По данным, имеющимся в распоряжении управления по внутренней политике администрации губернатора Астраханской области, в настоящее время деятельность ваххабитов и салафитов распространяется на многие населенные пункты области, где отмечена деятельность как единичных представителей, так и групп последователей радикального ислама. В Астрахани деятельность исламских радикалов отмечена в поселке Свободный, в Белой мечети №5, в мечети им. Махмуда Эфенди, мечети №34 по ул. Аэропортовская и в мечети «Рамадан». На территориях Володарского района: в самом поселке Володарский, селах Паромное, Новый Рычан, Актюбе, Тумак, Козлово, Калинино; Енотаевского района - в селе Восток; Икрянинского района - в селах Ямное и Оранжереи; Камызякского района - в селах Затон, Лебяжье, Жан-Аул; Лиманского района - в селе Зензели; Наримановского района - в поселке Буруны, селе Старокучергановка, городе Нариманове; Приволжского района - в Растопуловке, Атале, Водяновке, Осыпном Бугре; Харабалинского района - в городе Харабали», - перечислил названия «опасных» населенных пунктов К. Шантимиров.
Первоначальная вербовка идет на улицах, во дворах, в школах, причем никакого реального противодействия этому нет. И в то же время численность сторонников радикального ислама на территории области не столь велика, как порой утверждается в сообщениях некоторых СМИ. Нередко ваххабитами объявляют и тех, кто становится жертвой столкновений политических или экономических интересов членов влиятельных семей и местных кланов. Уменьшение численности последователей ваххабизма и салафизма на территории региона связывают с деятельностью сотрудников УФСБ и УМВД России по Астраханской области, Центра противодействия экстремизму МВД России по Астраханской области во взаимодействии со специалистами органов государственной власти региона в период с 2009 по 2012 годы.
Тревожным представляется положение дел в информационно-идеологической сфере. Виртуальное пространство заполнено исламистскими сайтами, форумами и диспутами экстремистской направленности. Все теракты фиксируются на сайтах террористов, выступающих за «всемирный джихад» (будь то в России или на Ближнем Востоке), а также в социальных сетях. Наличие экстремистских ресурсов в Интернете требует срочного принятия мер, вплоть до их ликвидации и последующего запрета.
Что касается национальной принадлежности, то деление по этому признаку среди ваххабитов не признается. Однако на практике - в Дагестане, Чечне, да и на территории Астраханской области существуют преимущественно аварские, даргинские, лезгинские, ногайские, казахские и иные малые этнические группировки. Они, соответственно, имеют больше контактов с представителями «своей» этнической группы на местах. На территории Астраханской области имеются мечети и общины, позиционирующие себя исключительно по этническому признаку, хотя структурно они входят в состав Астраханского регионального духовного управления мусульман (АРДУМ).
Создание отечественной модели мусульманского образования - одна из задач в решении вопроса радикализации астраханского мусульманства. «Особый вопрос - учеба российских мусульман в зарубежных исламских учебных заведениях. В частности, в Пакистане, Египте, Катаре, Саудовской Аравии и в Афганистане российские студенты продолжают изучать ислам в его наиболее радикальных формах и подвергаются антироссийской идеологической обработке. Недавно уничтоженные лидеры вооруженного подполья в Кабардино-Балкарии, например, прошли обучение в исламском университете Эр-Рияда Королевства Саудовская Аравия. Число тех, кто получил исламское образование за рубежом после распада Советского Союза, уже превысило 10 тысяч человек», - уточнил руководитель администрации губернатора.
Существуют две модели выезда мусульманской молодежи на учебу за рубеж - официальная и частная. Выезжающие официально, в рамках заключенных договоров между духовными управлениями мусульман и конкретными учебными заведениями, получают стипендии, имеют возможность решить социальные проблемы. Большинство же выезжает по частным каналам, чаще всего - по приглашениям уже обучающихся за рубежом земляков. Эти молодые люди не обеспечиваются стипендиями, жильем, пакетом социальных услуг, а потому легко попадают под влияние радикалов. В целях противодействия идеям радикального ислама в молодежной среде, насыщения астраханских мечетей собственными кадрами исламских богословов и предупреждения процесса выезда молодых мусульман за рубеж для получения религиозного образования, в Астрахани по инициативе органов государственной власти совместно с руководством АРДУМ с 1999 года образовано и осуществляет деятельность религиозное образовательное учреждение «Астраханский исламский колледж». Результатом деятельности указанного образовательного заведения стало насыщение половины астраханских мечетей имамами - выпускниками колледжа.
Чтобы противостоять радикалам на интеллектуальном уровне, нужны образованные специалисты по исламу, которых в ортодоксальных мусульманских кругах и АРДУМ в настоящее время недостаточно. При этом подготовка соответствующих кадров вызывает серьезную озабоченность: практически нет светских специалистов по исламскому богословию, не хватает знатоков арабского языка, грамотных переводчиков, отсутствует аттестация учебников, не контролируется качество образования. Переводные книги с турецкого и арабского нередко культивируют экстремистские настроения. Сейчас надежды возлагаются на включение в учебные программы обязательных предметов общеобразовательных учебных заведений Астраханской области с 2012/13 учебного года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который будет способствовать подъему общего уровня религиозной образованности и толерантному восприятию иных вероисповеданий, представленных на территории региона.
«По имеющейся у меня информации, поступившей из компетентных источников, в последнее время в мусульманской среде в связи с болезнью муфтия Астраханской области Ильязова Назымбека-хазрата различными группами мусульман области довольно активно обсуждается вопрос смены власти и даже вероятные кандидатуры преемников на пост руководителя АРДУМ. Существует устав АРДУМ, легитимная система смены руководителя духовного управления, есть, в конце концов, председатель Центрального духовного управления мусульман России шейх уль-ислам Талгат Таджуддин, который в случае необходимости своим приказом назначит и утвердит кандидатуру нового муфтия. А пока официальным приказом по АРДУМ от 2 августа 2012 года исполняющим обязанности муфтия Астраханской области назначен имам мечети «Нугай» №2 г. Астрахани Набиуллин Юнус-хазрат. Полагаю, что вопрос главенства в АРДУМ разрешен, по крайней мере, до выздоровления муфтия Ильязова Назымбека-хазрата», - заявил Канат Шантимиров.
Удерживать более-менее стабильную ситуацию в Астраханской области удается за счет традиций многовекового мирного сосуществования этнических и религиозных общин. Фактором стабилизации являются также смешанные браки (около трети по области, иногда в нескольких поколениях).
Существуют отдельные призывы в пользу контактов властей с салафитами, но их осуществление чревато негативными последствиями для развития отношений с последователями традиционного ислама. Так, в Дагестане попытка властей провести переговоры с «лесными» привела к тому, что те стали предъявлять претензии и выдвигать свои условия, в том числе требуя назначения своих представителей на должности заместителей глав администраций и заместителей начальников местных УВД. При этом по-прежнему в качестве объектов поражения целенаправленно выбираются сотрудники администрации, органов внутренних дел, имамы и муфтии.
Актуальность рассматриваемой проблематики совещания подтвердили в своих докладах представители различных национально-культурных обществ (НКО). С предложенными направлениями противодействия распространению экстремистских направлений среди астраханского мусульманства согласились руководители татарского, дагестанского и других НКО, мусульманские и православные духовники. Решение проблемы необходимо осуществлять сразу по нескольким направлениям: сдерживание и сокращение внутренней миграции; обеспечение востребованности и занятости населения; разработка эффективной молодежной политики с учетом конфессиональных и этнокультурных особенностей региона; создание отечественной модели мусульманского образования; подготовка нового поколения ученых-исламоведов, знающих реалии и языки российских мусульман; стабильная информационная политика по исламской проблематике, включая издание печатных материалов, создание сайтов и подконтрольного Интернет-портала.
Марина ИВАНОВА - Испытываете проблемы с лишним весом? Вам поможет снижение массы тела - много интересной информации о своем здоровье!
|
29.08.2012
|
Просмотров: 1404
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
**Архив номеров |
Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:
|
|
|
|
|
|