Реклама всего и вся, о которой в не такие уж далекие советские годы рядовой человек и не слышал, в современном обществе стала неотъемлемой частью жизни. Реклама в полном смысле слова преследует нас, начиная с перерывов в утреннем шоу по радио/телевизору, продолжаясь на каждом столбе на улице и буклетиками, всученными у входа в магазин, заканчиваясь вечером пачкой «гостинцев» в почтовом ящике и назойливыми баннерами во время вылазки в Интернет.
В поисках новых форм и методов донести свою рекламу до астраханцев некоторые бизнесмены даже не задумываются, насколько это может надоедать и даже, без преувеличения, бесить. Особенно, если среди ночи вас будит СМС-сообщение об очередной распродаже в мебельном центре или совет, в какую службу такси позвонить. Позвонить хочется, но сугубо с нецензурными советами к автору такой рекламы. Насколько это законно и есть ли управа на беспардонных рекламщиков, мы спросили у главного «распорядителя» и «надзирателя» на рынке рекламы региона - руководителя Управления федеральной антимонопольной службы Николая Меркулова.
Что касается "белой" рекламы, то тут не обойтись без хороших и продающих текстов. Заказать текст, который привлечет внимание читателя, и не только поможет ему сделать покупку или заказать услугу, но и останется в его памяти надолго, рекомендуем в студии копирайтинга TECST.RU!
На заре ты меня не буди
Контроль за соблюдением законодательства о рекламе - это одна из основных функций УФАС. И, к сожалению, вынужден признать, что по рекламе у нас в регионе складывается достаточно негативная ситуация. В основном, за счет тех самых СМС-рассылок.
УФАС практически завалено жалобами на незаконные рассылки. Граждане ходят толпами в наше управление, звонят, присылают сообщения по электронной и по обычной почте. В общем, сигнализируют любым способом, который только можно использовать для восстановления их прав. На данный момент в производстве нашего управления одновременно находится более 200 жалоб. И количество их, после некоторого снижения, случившегося перед Новым годом, сейчас не меняется.
На основании поступивших жалоб мы возбуждаем дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Расследуем эти дела, привлекаем лиц за нарушение закона. Но почему-то практика незаконных рассылок стала для астраханских предпринимателей прямо-таки заразной. Все новые и новые таким способом осуществляют рекламу своих услуг. Здесь можно отметить тот факт, что среди всех соседних областей - Волгограда, Калмыкии, даже Ростовской области - именно в Астраханской было зарегистрировано самое большое количество таких правонарушений.
Основная сложность для нашего ведомства заключается в том, что потребители, получатели рассылок, находятся в Астраханской области. И заказчик тоже. А вот исполнители, которые пустили эту рекламу по сетям электросвязи, часто находятся в другом регионе России. Мы находим их на Дальнем Востоке, в городах Сибири, в Татарстане… Самый ближайший от нас рассыльщик оказался в Московской области.
И тем не менее. У нас имеются вполне реальные люди и фирмы, привлеченные к административной ответственности. Счет наказанным за незаконные рассылки идет уже на десятки. Но почему-то на других участников рекламного рынка эти меры не оказывают воздействия, не пугают. В очередной раз хочу предупредить, что данное нарушение, во-первых, нарушает законодательство о рекламе. Во-вторых, несет весьма значительные штрафные санкции. Юридические лица платят за такие нарушения штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
Хочется обратиться элементарно к здравому смыслу: эти СМСки очень раздражают граждан. Особенно, когда приходят ночью, в выходные, в другое неподходящее время. Нормальный человек не станет пользоваться услугами той организации, которая его, можно сказать, оскорбила таким отношением. То есть, заказчики этих рассылок в большей степени наносят вред своему собственному бизнесу. А в конечном итоге еще и будут привлечены к ответственности. Поэтому мы надеемся, что 2014 год станет тем годом, когда в Астраханской области этот вид нарушения сойдет на нет.
Экстракт корня зла
Есть еще один серьезный пласт рекламного бизнеса, который преследует людей со всех мыслимых и немыслимых источников информации. Он касается рекламы медицинских препаратов и медицинской техники. В последнее время в нашей стране претерпели существенные изменения нормы, касающиеся рекламы таких продуктов и услуг.
Хотя, если снова брать за основу здравый смысл, рекламы медицинских услуг и лекарств не должно быть вообще. Это поле деятельности врача, только он может знать преимущества одного вида терапии перед другим. А реклама формирует ошибочное мнение у потребителя и наносит порой огромный вред. Тем не менее, реклама лекарств в России сегодня не запрещена, она лишь существенно ограничена и обложена целым рядом важных требований к рекламодателю. И по этой причине «в чистом виде» встречается достаточно редко.
Куда чаще и навязчивее рекламируют биологически активные добавки. Эта сфера рекламной деятельности также не обходится без злоупотреблений. Скажем, вы наверняка видели в городе всевозможные листовки, рекламирующие «чудодейственные» препараты, якобы помогающие от широкого спектра заболеваний. Едва ли не панацея. Обратите внимание, что эти рекламные брошюры не имеют исходных данных. Узнать, кем и когда эта реклама создана, кем и где отпечатана, кем и как распространяется - невозможно. И это является прямым нарушением закона.
Почему так делается? Да все очень просто. Потому что рекламируемые там товары и «лекарства» даже близко не обладают той лечебной силой и теми возможностями, которые им приписываются. Порой сотрудники УФАС, пытаясь проверить информацию про очередные суперэффективные масла и вытяжки из неимоверно целебнейших растений, сталкиваются с тем, что в рекламе даже их названия написаны с грубыми ошибками. Что уж говорить о содержимом. Будь оно таким целебным, медицина давно бы исчезла за ненадобностью.
В общем, это профанация, и с ней нужно вести борьбу. УФАС это делает, подобные брошюры с предложением чудодейственных препаратов, таблеток, приборов псевдомедицинского назначения в прошлом году сюда попадали. И по ним, к несчастью для рекламодателей, были применены всевозможные штрафные санкции. Что интересно, сейчас по городу снова стали распространяться газетки с рекламой чудодейственных бальзамов. И опять предприниматели не указывают в них своих данных. Словно это и не реклама вовсе, а как бы некие люди совершенно бескорыстно рассказывают, что некие препараты обладают чудесной силой. Найти и наказать «благодетелей» - трудоемкий процесс, порой тоже искать приходится в других городах, однако законодательная и практическая возможность привлечь виновных к ответственности существует.
Ажиотаж вокруг дерюги
Еще один вид такой недобросовестной, но довольно распространенной в Астрахани рекламы - расклеенные по улицам листовки о «распродаже конфиската», «ликвидации арестованных складов» и прочих аттракционах невиданной щедрости. Хотя любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что это обман, прикрывающий попытки сбыть некондицию или низкокачественный товар. Возможно, незаконно ввезенный в страну. И понятно, что такая реклама - тоже полностью незаконна.
И это самые трудные случаи для УФАС в плане выявления, расследования по признакам нарушения законодательства о рекламе и привлечения к ответственности виновных лиц. Во-первых, такая реклама изготавливается кустарным способом, а не в официальных типографиях с соответствующим оформлением договора. Второй момент - никаких исходных данных в таких листовках и плакатах нет. Телефоны в этой рекламе - это чаще всего многоканальные операторские службы, это три. Требуется много времени, чтобы найти, кто являлся изначально заказчиком такой рекламы. А они за два-три дня распространяют такие листовки, распродают свой товар, обманывая покупателей, и исчезают. После чего надзорные органы потом месяцами ищут этих распространителей.
По этой причине УФАС призывало и призывает граждан: не воспринимать всерьез никакие наклеечки, никакие буклетики, если на них отсутствуют данные о владельце, о той фирме или человеке, который рекламу распространяет, о типографии. Использовать такую рекламу можно только по прямому назначению, то есть сразу в мусор. Если люди скрывают свои данные, значит, их товар и их торговля незаконны, иначе они бы не прятались. Это же касается и объявлений о разнообразных многомиллионных заработках, о продаже неизвестно чего, о наборе помощников в офис с «высоким перспективным доходом». Как правило, в итоге это оказывается реклама сетевых услуг, которой людям навязываются на распространение ненужные, бесполезные товары. Профанация и мошенничество.
По аналогичной причине УФАС за прошлый год рассмотрело целую серию дел о недобросовестной и незаконной рекламе финансовых пирамид. В первую очередь, это касалось рекламы сообщества «МММ». Решения управления неоднократно оспаривались, проходили через суды, но успех в итоге был на стороне УФАС. По всем были вынесены обвинительные решения, а лица, распространявшие рекламу, были все без исключения привлечены к ответственности - штрафам до 500 тысяч рублей.
О пользе конкуренции
Особняком у ведомства стоит огромное количество антимонопольных дел по недобросовестной конкуренции. Они не связаны напрямую с рекламным процессом уличенных компаний, здесь клиентов привлекали более хитрым способом.
Так, за минувший год много было выявлено нарушений в сфере автострахования. В первую очередь, связанных с деятельностью компании «Росгосстрах». Она была привлечена к ответственности, как к антимонопольной, так и к административной, в связи с тем, что в ее офисах осуществлялось предзаполнение документации и выдача талонов техосмотра без соответствующих процедур, предусмотренных законом.
Разумеется, другие страховые компании, работающие на этом рынке, написали огромное количество заявлений в адрес УФАС. И после серии рассмотренных дел здесь констатируют, что на данный момент компания такие действия практически прекратила.
Впрочем, факт не единичный, сейчас у нас идет другая волна обращений. Я не буду называть, с какой именно страховой фирмой она связана, поскольку дела еще не рассмотрены и факт нарушения законодательства не доказан. Связаны обращения с тем, что фирма при выдаче страховок по ОСАГО навязывает услугу страхования жизни автовладельца. Это действие, если оно подтвердится, полностью незаконно и является нарушением законодательства.
Отмечу при этом, что такие же претензии к банковскому сектору (например, при ипотечном кредитовании) могут быть признаны необоснованными, поскольку законодательство по банковской деятельности и по страхованию - различается. В случае с банком каждый тариф и каждый заём нужно рассматривать индивидуально. Что же касается выдачи полисов ОСАГО, то здесь все довольно однозначно.
Следующая «волна», которую уже прогнозируют в управлении, может быть связана с продавцами слабоалкогольных энергетических напитков. Не так давно астраханский губернатор, заботясь о здоровье молодого поколения, не знающего меры, предложил ввести ограничения на торговлю энергетиками в регионе. Возмущенные вопросы у бизнесменов уже появились. Вопрос в том, в какой форме это будет происходить. Потому что у нас часто поручения руководства исполняются так, что, отданные в рамках правового поля, на выходе выходят перегибы, не подходящие ни к какому законодательству. И тогда надзорные органы, в том числе и прокуратура, и УФАС, вынуждены принимать меры.
С одной стороны, преследуется благая цель. Возможно, хождение таких веществ, действительно, надо ограничивать и регулировать. С другой - в законодательстве установлены прямые запреты на препятствие движению товаров, работ и услуг. Вводить ограничения, не предусмотренные законом, на территории отдельно взятого региона - это незаконно.
По аналогичному поводу происходили уже в стране водочные войны, когда один регион не пускал к себе продукцию другого региона. Было такое, что вдруг пшеницу не пускали. Или не давали разрешения на вывоз из региона хлеба. Известное дело было с гречкой, когда регион, производивший большие объемы гречихи, чуть ли не на всю Российскую Федерацию, насильно удерживал на своей территории этот товар. С какой целью - приходилось выяснять и устранять.
Такая же ситуация с энергетическими напитками уже была отмечена в Краснодарском крае. На данный момент там идет судебное разбирательство по поводу запрета. До этого в некоторых северных регионах уже пытались запрещать энергетики, там управления федеральной антимонопольной службы тоже оспорили действия властей. Потому что формально-официально энергетические напитки - не яд. Значит, их нельзя просто запретить. Вопрос в том, по каким ценам, когда и где их реализовывать. Будем надеяться, что астраханские законотворцы в этом вопросе проявят благоразумие.
Евгений ПЕТРОВ
|