На минувшей неделе мир отметил Всемирный день туризма - праздник отрасли, на которую в иных странах молятся. Потому что доходы от визитов иностранных любителей отдохнуть и повосторгаться на чужбине могут составлять солидную часть госбюджета. Только в Астраханской области, по сведениям официальных органов власти, количество приезжающих и оставляющих свои кровные туристов составляет не менее двух миллионов человек. Цифра довольно спорная, но все равно внушительная.
В Астрахани этот праздник отметили открытием свежеотреставрированного цейхгауза, который станет крупнейшим в регионе музейно-выставочным комплексом, да еще и расположенным на территории кремля. Открывать новый объект приехала, ни много ни мало, замминистра культуры Алла Манилова, курирующая направление туризма. Она объяснила, почему такому, казалось бы, рядовому событию уделяется такое большое внимание, что может ожидать российский туризм и любителей попутешествовать в ближайшем будущем.
Все флаги в гости
«Я вообще-то осторожно отношусь к любым цифрам, оценивающим движение в туризме. Я считаю, что пока многие из них - лукавы. Нужно наладить статистический учет серьезнее, иначе мы сами будем вводить себя бесконечно в заблуждение.
На сегодняшний день объем внутреннего туризма у нас оценивается в незначительное число - до 30 миллионов человек. Сравнительные цифры, если мы сравниваем внутренний туризм, въездной и выездной, то без всякой статистики понятно, что сегодня счет не в нашу пользу. Если говорить о росте числа иностранных туристов, въезжающих в нашу страну, чтобы посетить какие-то конкретные места, достопримечательности, экскурсии - то так должно быть. И определенная динамика есть. Но она не радикальная и не прорывная. Поэтому она нас тоже не устраивает.
Как может устраивать, что при этих цифрах объем выездного туризма из России в 2012 году составил 36 миллиардов долларов? Столько средств наши туристы оставили за рубежами, тем самым укрепляя экономики других стран. Мы не можем мириться с тем, что неадекватно число выездного и въездного туризма. Наша задача - сделать так, чтобы въездной и выездной туризм были примерно равны по своим объемам. А внутренний туризм превосходил эти объемы в разы.
Во всем мире туризм вышел сегодня на второе-третье место как отрасль - донор экономики страны. У нас так же должно быть. Для того, чтобы динамика была иной, чтобы в разы увеличилось количество туристов, которые посещают Россию, Министерство культуры разработало, получило поддержку правительства РФ и уже внесло в Государственную Думу в приоритетном порядке совершенно революционный законопроект. Мы хотим предоставить право туристам из очень многих-многих стран, если туристы летят через Россию транзитом, путешествуя по миру круизом, право трехдневного безвизового пребывания на территории Российской Федерации. В том числе - практически всей Европе и другим миграционно не опасным странам.
Такой опыт у России уже был: еще в 2005 году в результате инициатив Валентины Матвиенко, которая тогда была губернатором Санкт-Петербурга, законодательно был разрешен трехдневный безвизовый туризм для круизных судов. Пребывание в течение 72 часов. Что это дало Петербургу? Во-первых, это дало мгновенно полмиллиона туристов, прибывающих круизами. И стало стимулом для создания целого парка. Был построен морской фасад Санкт-Петербурга. То есть, через 300 лет воплотилась мечта Петра I, который сказал: «Все флаги в гости к нам». Морской фасад Петербурга, благодаря этому решению, стал крупнейшим специализированным морским пассажирским портом Европы. И сегодня он действует. После этого, на базе этого успешного опыта, такое же законодательство было принято в отношении паромных судов. И сегодня Петербург имеет примерно 1,2 миллиона туристов в год только круизных и паромных. Вот что это такое: это рабочие места, это стимулирование новых рынков, и так далее, и так далее. Это огромный пласт социальных решений, очень полезных для города.
Такой опыт был, на основании этого опыта мы и разрабатывали в прошлом году законопроект, расширяющий туристические пути. И еще год назад никто не верил, что это возможно. Но мы очень плотно работали с силовыми ведомствами, правоохранительными органами, таможенной службой, пограничниками, Министерством иностранных дел… Сейчас мы уже смело рассчитываем на то, что в осеннюю сессию законопроект будет рассмотрен Госдумой и как минимум в первом чтении принят.
Больше флажков на карте
Для того, чтобы увеличивать объемы туризма, требуются вот такого рода прорывные решения. Тем более, что мы хотим роста не только в количественном, но и в географическом смысле. Нам очень хочется, чтобы все регионы России стали привлекательными, или хотя бы большинство. А не только Санкт-Петербург, не только отдельные точки на карте, которые и так известны всему миру.
Об этом я говорила здесь, на туристском форуме в Астрахани. Нам очень серьезно нужно заниматься продвижением потенциала России. И у себя, конечно, но и вне страны - безусловно. Это направление в прошлые годы отсутствовало, это целина. Поэтому мы очень активно работаем с зарубежными странами, организуем крупные обменные акции, такие как «годы туризма». Это совершенно новая вещь, пионерами в мире стали Россия и Китай: в 2012 году был год российского туризма в Китае, где мы себя пропагандировали. Результат - плюсом 46% за год китайских туристов в Россию. Сейчас завершается обменный год - год китайского туризма в России. Этот год открывался президентами, лидерами обеих стран, что говорит о значении туризма сегодня для любых стран мира.
Совсем скоро, этой осенью, вы услышите, на каком высоком уровне будет объявлен новый перекрестный год туризма Россия - Италия. Также мы прорабатываем предложение республики Корея о трехлетнем обмене, это очень перспективно. Потому что корейский турист очень хороший, активный, образованный. И оставляет довольно много денег в стране пребывания. Республика Болгария с 2012 года очень активна, тоже очень просят в 2015 году «год туризма».
Мы сейчас реализуем новый формат мероприятий - это культурно-туристские форумы, как раз на таком мы сейчас находимся в Астрахани. А в следующем году планируем провести такие не менее чем в пяти странах. Приедем туда с очень активной пропагандой, промотированием, продвижением всего, что есть интересного в России. Благодаря целевой аудитории на таких мероприятиях очень эффективно мы можем входить с таким материалом. Мы можем создать в регионах очень много интересных маршрутов и событий, но нужно, чтобы о них еще и узнали.
Основной упор мы собираемся делать на новые требования к туриндустрии, на такую форму как событийный туризм. Без этого туризма в 21 веке быть не может. Потому что турист во всем мире очень изменился по сравнению с тем, каким он был 10-20 лет назад. Сейчас турист более динамичен, у него меньше времени. Потому что человек хочет за период своего краткого отпуска получить как можно больше. Знаний, впечатлений, эмоций. Поэтому турист жестче выбирает свой маршрут.
Турист сегодня руководствуется, кроме того, что маршрут должен быть интересным, двумя требованиями. Первое - интерактивность: не только смотреть, но и участвовать. Для просвещенного туриста, особенно который уже многое видел, недостаточно только смотреть на вечные ценности. Он хочет совместить знакомство с ними и участие в чем-то абсолютно эксклюзивном. Для того, чтобы потом приехать домой и сказать: «Я был там и видел то, что можно увидеть только там и только сейчас!»
Вот эти ивенты, как их называют, эти «только там и только сейчас» - и есть событийный туризм. Мы это хорошо понимаем, и поэтому еще в прошлом году, сразу после того, как полномочия в сфере туризма правительство передало Министерству культуры, стали заниматься поддержкой событийного туризма в регионах. Впервые вообще в финансово-бюджетной истории России Минкульт стал софинансировать наиболее значимые (как мы говорим - якорные) проекты в регионах. То есть, те проекты, которые, на наш взгляд, могут для данного региона и России в целом стать точками роста с точки зрения привлекательности для туристов. Как минимум, мы софинансируем на 50% стоимость таких туристских событий.
Во-вторых, мы впервые в нашей истории создали национальный календарь событий. Вы можете увидеть его, любой житель России и мира может, зайдя в Интернете на единый портал культурного наследия культура.рф. Мы его делали год, собирали в регионах, во всех 83 субъектах РФ, сведения о тех событийных проектах, которые в регионах такими якорными, локомотивными считают. Мы вместе с экспертами их смотрели, с чем-то соглашались, с чем-то - нет. И лучшие из этих проектов занесли в национальный календарь событий. Это нужно для того, чтобы впервые дать полную информацию туристу, и внешнему, и в первую очередь внутреннему. Поскольку это все-таки национальный календарь, сверхактуальный для России.
У нас еще очень слабо развит внутренний туризм, что недопустимо. О каком воспитании патриотизма и любви к Отечеству у молодого поколения, у детей может быть речь, если дети не ездят по своей стране и ее не знают. Если дальше того, что ребенок съездил с родителями в Турцию или Египет, если посостоятельнее - на Лазурный берег, вот этим все его впечатления и завершаются. О каком развитии, понимании и знании истории Отечества можно говорить? Поэтому туризм - это больше, чем просто экономика, хотя и это очень важно.
И вот этот национальный календарь событий мы сделали так, чтобы человек, планируя свое путешествие по России, мог зайти на сайт и посмотреть: что, где и когда в России проводится. Мы брэндируем таким образом территории через эти события. Чтобы регион уже в умах потенциальных туристов был связан с тем или иным событием. Так, в Петербурге таким брэндовым событием является уникальный праздник «Алые паруса», которого нет нигде в мире и по сложности организации которого не может сравниться ни одно мировое событие. И наша задача - идти дальше. Дать регионам возможность. Как только мы эти события накатали, сделать их более яркими, более масштабными, более креативными.
Следующая наша задача - это заходить с нашими главными региональными событиями в мировой календарь событий. Чтобы было так, как сегодня в мире. Когда турист, находящийся в номере гостиницы Лондона, или Парижа, или Барселоны и так далее, открывает обязательно календарь событий. Что он видит? Что события европейские и мировые там все отражены. Он выбирает. А России там нет вообще. С этим мириться больше нельзя, поэтому лучшие, самые креативные и успешные из российских событий, должны попадать и в мировой календарь. Становиться доступными для того въездного туриста, который нам нужен.
Программа для своих
Причина того, что наши соотечественники сегодня чаще ездят в Турцию и Египет, чем по своей стране, в том, что этой тематикой элементарно нужно заниматься. За время игнорирования внутреннего туризма в России был потерян интерес и вкус. Люди наши сами не знают, куда можно поехать. Это недопустимая вещь.
Да, понятно, что мы живем в реальных условиях, нам никто не даст на такую работу необходимых больших денег. Жаловаться на судьбу нет никакого смысла, потому что сегодня весь мир не преодолел экономический кризис. Во всем мире сейчас непростая финансовая ситуация, рассчитывать на то, что откуда-то золотые горы вдруг посыпятся на Министерство культуры, было бы не совсем здраво. И наша задача - правильно распределить тот бюджет, который есть у Министерства культуры. Направлять его на действительно важнейшие для развития российской культуры и туризма направления. Мы к этому стремимся и очень сегодня пристрастно смотрим на любые затраты с точки зрения их эффективности. Стараемся концентрировать ресурсы на тех точках роста, которые действительно дадут прорывной результат.
Так, сейчас мы активно работаем над возрождением внутреннего детского культурно-познавательного туризма. Как раз в эти дни начинается программа, по которой 18 тысяч школьников из 28 субъектов России до конца года посетят Санкт-Петербург. Очень сложный проект, потому что возродить детский туризм как в Советском Союзе, на базе самих школ, как школьные экскурсии в другие города, сейчас невозможно. Мы работаем «сверху», с федерального уровня, с транспортными предприятиями, с губернаторами, с регионами, которые формируют эти группы. Чтобы дети могли получить возможность путешествовать вне зависимости от толщины кошелька их родителей. И вне зависимости от того социального слоя, к которому они принадлежат. При поездках от школы это имело большое значение.
В следующем году мы уже рисуем новые маршруты и ставку делаем на детей Сибири и Дальнего Востока, которые смогут путешествовать в центральные регионы, в обе столицы и по регионам Золотого Кольца. Логистика пока другого не позволяет, но и этого пока достаточно. А более широкие возможности есть у детей из регионов европейской части России, в том числе - у детей из Астраханской области».
Евгений ПЕТРОВ
|