Земли сельхозназначения – важный ресурс, обеспечивающий продовольственную безопасность государства, поэтому законодательством введены ограничения, связанные с их оборотом.
Вступление России в ВТО рост инвестиций в аграрный сектор экономики со стороны иностранных компаний, правовое регулирование оборота земель сельхозназначения с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц приобретает особое значение. Поэтому действующим законодательством для иностранных граждан предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее – Земельный кодекс) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее – Закон №137-ФЗ) до установления Президентом РФ указанного в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ Перечня предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях (далее – земельные участки), в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами не допускалось.
Перечень земельных участков был утвержден Указом Президента РФ от 09.01.2011 №26 «Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (далее – Указ №26).
Статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон «Об обороте земель сельхозназначения») установлены ограничения на владения землей сельскохозяйственного назначения для:
- иностранных граждан и лиц без гражданства,
- иностранных юридических лиц,
- российских юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.
Вышеуказанные лица могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Действие Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения для:
- индивидуального жилищного строительства;
- гаражного строительства;
- ведения личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства;
- садоводства;
- животноводства;
- огородничества;
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот вышеуказанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ (п. 1 ст. 1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), т.е. иностранные лица не могут являться собственниками этих земельных участков, если они находятся на приграничных территориях.
Земельным кодексом, Законом «Об обороте земель сельхозназначения» запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен.
Если в собственности иностранного лица оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или земельная доля (например, в результате наследования), они в течение года должны быть отчуждены собственником (п. 1 ст. 5 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Исчисление срока для отчуждения лицом недвижимого имущества, в частности земельного участка, который в силу закона не может ему принадлежать.
В соответствии с п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Процедура контроля за соблюдением положений ст. 3 Закона «Об обороте земель сельхозназначения» возлагается на прокуратуру, Росреестр, а также уполномоченный орган субъекта федерации. Уполномоченный орган субъекта федерации устанавливается региональным законодательством, в большинстве случаев – это департаменты или комитеты по управлению имуществом.
Важнейшей задачей рыночного оборота сельхозземель является сохранение их использования в аграрной сфере.
|