Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
ПОТРЕБЛЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!
Пылесос, компьютер, услуги ЖКХ, банковский кредит… Перечисление можно продолжать дальше. Как все это взаимосвязано? Каждый из нас - потребитель, постоянно делает покупки и получает какие-то услуги. И не всегда приобретенные товары или потребленные услуги желаемого качества. С начала года более двух с половиной тысяч астраханцев воспользовались правом получить бесплатную консультацию в региональном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. При этом в 72% случаев потребители обратились в связи с нарушением их прав при продаже товаров и в 28% случаев - в связи с оказанием услуг. Большей части всех этих разбирательств удалось бы избежать, прояви покупатель бдительность изначально.
«В сфере торговли наиболее распространены жалобы людей на низкокачественные непродовольственные товары - более 90%, среди которых лидируют технически сложные товары бытового назначения - 60%. А если быть точными - сотовые телефоны, сплит-системы, компьютеры и ноутбуки. Много обращений поступает по качеству текстильных и швейных изделий (8%), обуви (7%), мебели (4%), строительных материалов (3%). По группе продовольственных товаров астраханцы имеют вопросы к качеству колбасных изделий (20%), цельномолочной (14%), рыбной (10%) продукции, а также по фактам обвесов и обсчетов (15%)», - такие статистические данные озвучила главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Галина Соколова.
Следуя ее рекомендации, советуем покупателям извещать продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, качестве, комплектности товара в разумный срок. Что определено статьей 483 Гражданского кодекса РФ и пунктом I статьи 18 закона РФ «О защите прав потребителей». По мнению Галины Соколовой, подавляющее количество предпринимателей и юридических лиц - добросовестные. И чаще всего, получив консультацию по правилам оформления претензии и предъявив такую претензию продавцу, граждане звонят вновь - уже со словами благодарности и сообщением о том, что проблема решена. По анализу сложившейся практики специалисты Управления Роспотребнадзора сделали вывод, что такой исход возникает в 75% устных обращений потребителей.
Однако бывают случаи, когда между сторонами возникает конфликт: потребители не согласны с решением продавца и подают жалобу о нарушении своих прав. «В текущем году, - продолжает Галина Соколова, - в Управление Роспотребнадзора поступило 638 обращений граждан о нарушении их прав как потребителей. По результатам рассмотрения удовлетворено 367 жалоб. Продавцами в добровольном порядке возвращено денег на общую сумму около двух с половиной миллионов рублей. Произведен обмен товаров ненадлежащего качества на сумму 217 тысяч рублей. В связи с отказом продавцов удовлетворить законные требования людей сотрудниками Управления Роспотребнадзора подготовлено и подано 12 судебных исков в защиту прав астраханцев. По всем искам судами приняты решения об удовлетворении заявленных требований частично или в полном объеме, потребителям возвращены деньги за товары ненадлежащего качества в сумме почти 755 тысяч рублей».
К сожалению, помочь астраханцам в решении возникшей проблемы не всегда возможно. В этой связи Галина Соколова рекомендует жителям региона быть внимательнее. Часто в Управление Роспотребнадзора обращаются потребители за разъяснениями, почему продавец отказался вернуть деньги за лекарственные препараты или медицинские приборы и аппаратуру, которые не использованы, не вскрыта упаковка, да и приобретены они «вот только вчера». А пользоваться ими человек не может, потому что не подходит дозировка или имеются противопоказания. Особенно это касается приборов «Лотос».
В этой ситуации необходимо помнить следующее: статьей 25 закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя на обмен товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. При этом Постановлением Правительства от 19 января 1998 года №55 утвержден перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным основаниям. Первым пунктом в постановлении отмечены лекарственные препараты, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, в том числе медицинские приборы и аппаратура, предметы санитарии и гигиены.
«Даже если продавцы с горячим желанием продать предлагают и рекламируют вам какой-то медицинский прибор и обещают, что примут его обратно, если он вам чем-то не понравится или будет иметь противопоказания, не спешите делать покупку, - настаивает Галина Соколова. - Прежде всего проконсультируйтесь со своим лечащим врачом и определите, подходит ли вам предлагаемый прибор и имеет ли он указанную эффективность, о которой говорит продавец. Ведь зачастую, желая поскорее продать товар, продавцы приписывают ему почти магические свойства. При этом даже не предлагают покупателям самостоятельно ознакомиться с инструкцией, а подсовывают талон, где человек, не глядя, ставит свою подпись, удостоверяя тем самым, что с инструкцией ознакомлен, согласен, претензий не имеет. И когда покупатель при более внимательном знакомстве с медицинским прибором обнаруживает, что он ему не подходит, продавец, ссылаясь на закон, отказывает в удовлетворении требования потребителя о возврате денег».
Другой яркий пример, когда потребителю помочь очень трудно, - обращения астраханцев по поводу нарушений их потребительских прав, которые выражаются во введении их в заблуждение относительно свойств и качества пылесосов марки «Kirby». В списке претензий людей, как правило, сообщение о том, что договор купли-продажи заключался на месте нахождения потребителя (на дому). По истечении определенного срока покупатель начинает понимать, что сделал неправильный выбор товара, поскольку во время эксплуатации пылесоса выясняется, что изделие совершенно не соответствует заявленным характеристикам: очень тяжелый, большие габариты, высокий уровень шума в момент работы, розничная цена (от 120 до 140 тысяч рублей!), по которой реализуется этот товар, слишком завышена, хотя продавец и предоставляет покупателю рассрочку платежа в виде кредита.
Особую бдительность следует проявлять при покупке любого товара через продавцов-распространителей подобных дорогостоящих изделий, объективно оценивая свою дальнейшую платежеспособность. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктами I статьи 11 Гражданского кодекса и статьи 17 закона «О защите прав потребителей» защита имущественных прав человека осуществляется только судом. Иными словами, никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Управление Роспотребнадзора, будучи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, имеет право пресекать факты нарушения законодательства России в установленной сфере деятельности, в том числе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав простых астраханцев, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В последние годы значительно возросла активность астраханцев по защите своих прав в сфере услуг. С 1 января 2010 года более тысячи жителей региона обратились в Управление Роспотребнадзора с жалобами на нарушение прав потребителей в связи с оказанием услуг. Львиная доля звонков и письменных заявлений (47% от всех обращений) составили претензии к оказанию услуг в сфере ЖКХ. Вполовину меньше нареканий (26%) к предоставлению бытовых услуг. К ним относятся парикмахерские услуги, по ремонту обуви, пошиву одежды, изготовлению окон из ПВХ и другие. Третье место по числу обращений занимают банковские услуги (5%). Такую статистику предоставила нам заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Галина Петрова.
Из жалоб по ЖКХ много вопросов, связанных с проведением капитального ремонта домов. Претензии большинства обратившихся заключаются в том, что обслуживающие организации отказывают в проведении капитального ремонта, который, как правило, обычно не включен в перечень работ в рамках договора по обслуживанию общего имущества.
Актуальны для астраханцев вопросы установки, пломбирования счетчиков и применения при расчетах, о чем говорит множество обращений в Управление. По вопросу расчетов с ООО «Лукойл-ТТК» по приборам учета горячей воды состоялось рассмотрение дела в суде по иску Управления в интересах неопределенного круга потребителей, выбравших непосредственное управление. Суд вынес решение об отказе в иске. И плата за потребление горячей воды с граждан взимается в прежнем порядке - при отсутствии общедомовых счетчиков независимо от наличия персонального прибора учета в квартире, по нормативам. В качестве временного выхода из этой ситуации, считает Галина Петрова, при отсутствии коллективных приборов учета следует пока платить по нормативам, чтобы не превратиться в заядлого неплательщика, нажив многотысячный долг. Также проблема может быть решена путем установки общедомовых счетчиков.
Меньшая, но вместе с тем не менее сложная группа проблем потребителей - банковские услуги. Астраханцы обращаются с жалобами на включение банками в договоры условий, нарушающих права потребителей (взимание комиссии за ведение ссудного счета, за досрочное погашение кредита, выбор подсудности). Часто пишут по вопросам, связанным с выплатой кредита. Потребители в заявлениях указывают в качестве причин задержки или приостановки выплат финансовые проблемы. При нарушении заемщиком установленного договором графика внесения платежей банк вправе взимать штрафы и взыскивать долг с привлечением третьих лиц или через суд. «Управление не имеет полномочий по отмене взыскания банком долгов, - предупреждает Галина Петрова. - Необходимо быть предельно внимательными при заключении договоров: разобраться, изучить все условия (сколько и когда придется возвращать). В случае, если есть сомнения в возможности возврата кредита с учетом процентов, лучше вообще не брать его». Когда кредит все-таки получен, а погасить его вы не в силах, не стоит бездействовать. Попытка игнорировать проблему только усложнит ее. Лучший выход в подобной ситуации - искать решение, обратившись в банк. А в случаях нарушения со стороны банка при расчетах - обращаться в суд. Потребители по искам, поданным в защиту своих прав, освобождены от уплаты государственной пошлины. «Не всегда стоит доводить дело до суда, - уверена Галина Петрова. - Часть проблем, с которыми астраханцы обращаются в Управление Роспотребнадзора, можно решить в досудебном порядке».
Другие рекомендации специалистов отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Астраханской области - на сайте 30.rospotrebnadzor.ru. Кстати, в электронном виде, через сайт Управления, можно подать жалобу о нарушении прав при продаже товаров и в связи с оказанием услуг ненадлежащего качества.
Обратиться за помощью в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области можно и по телефону «горячей линии» (8512) 33-15-02. Кроме того, организованы ежедневные дежурства специалистов отдела защиты прав потребителей - консультацию дадут по телефонам 33-21-09 и 34-48-40. Дополнительно на базе Центра гигиены и эпидемиологии в Астраханской области создан консультативный центр, куда любой житель региона может позвонить в случае несоблюдения его потребительских прав на номер 33-98-97.
Марина ИВАНОВА - ----------------
|
06.10.2010
|
Просмотров: 3873
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
**Архив номеров |
Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:
|
|
|
|
|
|