ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: ГАДАНИЕ НА РОМАШКЕ ИЛИ ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ?
«Главная проблема отечественного профобразования на сегодняшний день - не дефицит или профицит на рынке труда произведенных учебными заведениями кадров, а качество их подготовки», - говорится в резолюции Первого Каспийского международного образовательного форума, который прошел в Астрахани в октябре. Только ли в этом кроются проблемы регионального рынка труда на предмет занятости выпускников, мы попытались разобраться со специалистами министерства образования и науки Астраханской области и службы занятости населения региона.
Астраханская молодежь год за годом упорно штурмует вузы. Высшее образование из «роскоши» уже давно стало необходимостью - часто наличие оного является непременным условием приема на работу даже на такую должность, как продавец. Для большинства выпускников совершенно неважно, по какой специальности и насколько качественными будут полученные знания. Главное - стать обладателем заветного диплома.
По словам регионального замминистра образования Артура Хаченьяна, студенты не стесняясь признаются, что часто выбирают специальность «подешевле», за которую при обучении на коммерческой основе придется меньше платить. Вторая важная проблема профориентации - родители обещают «куда-нибудь пристроить», лишь бы сын или дочь отучились 5 лет. В результате мы получаем учителей, которые не собираются никого учить, и других специалистов, не работающих по профессии. В свою очередь и вузы чутко реагируют на перемены и предлагают специальности, не всегда нужные обществу, но очень «удобные» для студентов. В этом году дипломы о высшем образовании получили 4297 выпускников. По общероссийской статистике, трудоустраиваются по специальности менее половины из них, в некоторых регионах - не более 30%.
Количество бюджетных мест в вузах Астрахани несколько уменьшилось, что объясняется сокращением числа самих выпускников, а также переизбытком ряда специалистов. Речь идет, конечно же, о юристах, менеджерах и экономистах.
Уже который год специалисты бьют тревогу: России нужны «технари». Дефицит людей с техническим образованием объясняется не столько подъемом промышленности, сколько уходом с предприятий старых кадров. В результате сегодня средний возраст работника на заводах приближается к пенсионному. Пытаясь изменить ситуацию, правительство одобрило федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы. На программу в течение следующих пяти лет планируется выделить 137 миллиардов рублей. Как заявил на заседании правительства на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин, значительная часть этих денег пойдет на развитие и поддержку талантливых и одаренных детей. В частности, в рамках целевой программы планируется создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. А заодно и обновление материально-технической базы федеральных вузов. Для тех учащихся, которые не нацелены на творческие прорывы и научные изыскания, будет разработано свыше 300 новых программ профессионального обучения по специальностям, необходимым на рынке труда. Прежде всего, по словам премьера, речь идет о подготовке кадров в области энергоэффективности, ядерных технологий и фармацевтики. Но Россия еще долго будет ощущать нехватку «технарей». Тем более ждать помощи от вузов особенно не приходится. Проще говоря, вузы склонны подстраиваться под абитуриентов. Самые популярные среди молодежи по-прежнему профессии экономиста, юриста, психолога, социолога, рекламщика и журналиста. Чем потом будут заниматься все эти специалисты, остается только гадать. Ведь рынку они попросту не нужны. Что наверняка может из них получиться, так это будущие преподаватели вузов. С другой стороны - хороших специалистов так просто не найдешь.
По мнению Артура Хаченьяна, все зависит в итоге от личностных характеристик самого выпускника: «Если человек чувствует в себе призвание юриста, пусть при поступлении выбирает именно эту специальность. А наше дело - формировать государственную политику и помогать людям выбрать и соотнести этот выбор с тем, что может быть востребовано на перспективу».
Сейчас на учете в службе занятости из 8 тысяч безработных - почти 20% с высшим образованием. «Задача многих образовательных учреждений сегодня - заполучить абитуриента любой ценой. Вот и придумываются красивые названия для специальностей, создаются факультеты, выпускники которых не смогут полноценно работать (как юристы из ссузов, например). В ближайшее время в связи с демографической ямой, в которую попадет Россия - вступает в абитуриентский возраст поколение, рожденное в начале
90-х, - борьба за абитуриентов развернется нешуточная. Должны быть внимательны при выборе профессии и родители, и сами абитуриенты», - сообщил Хаченьян. Почему вузы выпускают большое количество «ненужных» специалистов, объяснить легко, но вот отчего сама молодежь продолжает идти в юристы и экономисты? Ведь процент трудоустройства по специальности среди выпускников начального профессионального образования в Астраханской области довольно высок - каждый второй специалист НПО устраивается работать по профессии.
Выбор некоторых специальностей эксперты склонны объяснять с позиций психологии. Так, работа экономиста и, в частности, бухгалтера у людей ассоциируется с деньгами, юриста - с властью. Журналистика, PR и психология стали популярными во многом благодаря СМИ и кинематографу, которые рисуют жизнь представителей этих профессий в самом радужном свете.
В качестве ответных мер сотрудники регионального минобразования пропагандируют рабочие профессии, рассказывают об их востребованности. Выход из ситуации, считают в астраханском минобразования, - вертикально интегрированные комплексы «ПТУ - ВУЗ».
По мнению Артура Хаченьяна, колледжам специальной пропаганды почти не требуется, «поскольку там и конкурсы хорошие, и эта ступень образования оказалась самой устойчивой. Применительно к начальному профобразованию нам показался очень положительным пример введения этой ступени в систему комплексов на правах начальной ступени профобразования и на правах филиалов высшего учебного заведения».
Яркий пример, подтверждающий вышесказанное, - это научно-производственный комплекс, созданный на базе Астраханского инженерно-строительного института. В 2006 году к нему присоединили четыре ПТУ, учебно-производственный комбинат и центр научно-технического творчества. В результате студент вуза может получить еще две профессии бесплатно и допуски к работе на опасных производствах. Аналогичная ситуация и в ПТУ, к тому же учащиеся при желании могут учиться дальше - в вузе. Комплекс привлекает интерес 47 предприятий Астраханской области, а это значит, что его учащиеся имеют возможность не только проходить практику, но и быть трудоустроенными. О своих планах построить в Володарском учебный корпус и открыть здесь свой филиал заявил Астраханский инженерно-строительный институт. «Допустим, человек закончил 9 классов. Он может отправиться в профучилище и освоить там профессию рабочего. Через 2 года перейти в колледж, и еще через два отправиться в вуз, и, таким образом, стать инженером. Все это займет у него порядка 7 лет, т.е. как если бы после одиннадцати классов человек закончил вуз. В те же сроки, в 22-23 года, станет дипломированным специалистом, но с той разницей, что его как инженера не провести ни рабочему, ни мастеру», - разъяснил причины такой реорганизации А. Хаченьян. Таким образом, качество образования повысится в разы, ведь производственный процесс будет известен инженеру досконально.
Однако важная проблема низкой востребованности НПО - в сложившемся годами негативном отношении. Еще в советские годы говорили: «Будешь плохо учиться - пойдешь в ПТУ». Необходимо искоренять само клише «птушник» как носитель некого одиозного начала, считает Хаченьян, - нужна контрпропаганда. В середине октября в Астраханской области прошел Первый Каспийский международный образовательный форум «Модернизация профессионального образования России: региональные аспекты в контексте глобальных вызовов». В форуме приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти, структур управления в сферах образования и науки субъектов РФ и сопредельных стран, другие заинтересованные лица и организации. Обсуждалась проблематика, связанная с перспективами сферы профессионального образования, ее интеграции с наукой, бизнесом, производством. По результатам обсуждения резолюции участники форума посчитали целесообразным направить разработанные предложения в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации.
Не нужно быть чиновником минобразования, чтобы понять, какие специальности на самом деле будут необходимы Астраханской области через 5-10 лет. Естественно, это сельскохозяйственники, строители, механики, судостроители, причем это касается всех уровней профессионального образования. Как никогда окажутся востребованы врачи (население стареет) и медсестры. По уровню НПО в рейтинге востребованности на первом месте - сварщики, что соответствует одному из магистральных направлений развития региона.
Но это в перспективе, а пока Агентство по занятости населения Астраханской области предлагает свой выход для разрешения проблем трудоустройства выпускников. Ежегодно сюда в поиске работы обращаются 2-2,5 тысячи молодых специалистов. Непременным условием трудоустройства в последние годы стало наличие опыта у претендента, а цвет диплома и качество знаний не в счет. В результате выпускники становятся заложниками ситуации - получить бесценный опыт негде. Теперь независимо от того, какое образование - высшее, среднее или начальное профессиональное вы получили, можно пройти стажировку. До полугода новоиспеченные специалисты могут поработать на одном из солидных в регионе предприятий по полученной в учебном учреждении специальности. Такой вид временного трудоустройства дает возможность, в том числе, окончательно определиться с выбором профессии. Ведь именно практика позволяет проявить профессиональные задатки или наоборот - понять, что ошибся с профориентацией.
Служба занятости заключает договоры с предприятиями всех форм собственности с целью создания дополнительных рабочих мест для стажирующихся. С начала действия программы (работает она всего второй год) ею воспользовались более полутора тысяч астраханцев. За ними на производстве закрепляются наставники, составляется план проведения стажировки. В обязательном порядке в трудовую книжку заносится запись. Как рассказала нам начальник отдела трудоустройства и спецпрограмм Агентства по занятости населения Астраханской области Наталья Клименко, есть свои плюсы и для работодателей. Средства на зарплату стажеру и наставнику возмещает служба занятости. Довольно часто, при наличии штатных единиц, молодые специалисты после стажировки остаются на предприятии. Некоторые крупные организации и предприятия региона принимают сразу до 20 человек. Это позволяет решить кадровый вопрос, причем работодатель за полгода может самостоятельно выявить самых способных работников из числа стажеров. Заявки от работодателей и выпускников на стажировки на следующий год принимаются уже сейчас. Чтобы не остаться у разбитого корыта, заместитель министра образования и науки Астраханской области Артур Хаченьян рекомендует перед поступлением выбирать не только сердцем, но и умом: изучить спрос на рынке труда, выяснить перспективы.