Песенка Валерия Леонтьева о сознательных пешеходах, которые «бегут, бегут, бегут» на зеленый свет светофора, пока не в состоянии вернуть былую актуальность. Сегодня астраханцы «бегут» на любой свет. Впрочем, и те, кто «за баранкой», сознательностью не отличаются. Потому бесспорная необходимость на дорогах - светофоры - всеми участниками движения воспринимается неоднозначно. Особенно много претензий возникает к новым светофорам. Причем, пешеходы ругают власти за неверный выбор места установки и недостаточное количество регулируемых переходов. Садясь за руль или в пассажирское кресло, те же астраханцы клянут ГИБДД и мэрию за избыток светофоров и неправильную их регулировку. Мы попробовали разобраться, кто виноват и когда на дорогах Астраханской области наведут порядок.
По информации городской администрации, в 2014 году были установлены светофорные объекты по адресам: ул. Латвийская/Наб. Казачьего ерика, ул. 1-я Перевозная/ул. Сун-Ят-Сена, ул. Татищева, 16 (АГТУ), Красная набережная/ул. Ногина, ул. Ноздрина, 27-а, ул. Чкалова, 80. С введением светофоров, по мнению старшего госинспектора ГИБДД УВД России по Астраханской области Владимира Карпенко, на дорогах стало более безопасно, потому что четко организован поочередный проезд через перекрестки, упорядочено движение пешеходов, что ведет к исключению заторовой ситуации. «Какие-то неудобства возникают, конечно, т.к. изменения несут с собой наложение ограничений», - считает В. Карпенко.
Пешеходов возмущает ликвидация перехода перед Красным мостом. Перенос «зебры» на пару десятков метров и даже установка ограждения не мешают бойким старушкам перебегать дорогу, возмущенно ругая водителей. Опытный автолюбитель Сергей Александрович за рулем с 1988 года, признается, что и он в шоке от такой беспечности: «К светофору претензий там нет. Он там нужен был, по крайней мере, для лучшей развязки, потому что там пешеходов много. Ну, пешеходы - это вообще отдельная тема. Они где хотят, там и могут перейти. И на спуске, на втором, с Софьи Перовской, вы видели, люди перебегают - там нет светофора. Ну, что я могу сказать?! Везде светофоры поставить невозможно. Многое зависит от самих людей».
Почему нельзя было установить светофор и на этой стороне Красного моста, разъяснили сотрудники инспекции по безопасности дорожного движения. «На этом пешеходном переходе очень много полос движения. И если организовывать именно регулирование, устанавливать регулируемый пешеходный переход, здесь будут именно проблемы с пропуском пешеходов. Большой промежуток времени для перехода - фаза именно для пешеходов, поэтому будет затруднительно и самим пешеходам, и заторовая ситуация будет», - уверен старший госинспектор областной ГИБДД УВД России.
Другая ситуация. На Набережной Приволжского затона от светофора до светофора расстояние солидное. И это в спальном районе, где в часы пик на нескольких нерегулируемых переходах поток пешеходов почти не иссякает. Отношение астраханцев к отсутствию светофоров различное: кто-то отмечает повышение уровня культуры вождения (водители притормаживают, чтобы пропустить людей на «зебре»), кто-то возмущается неудобством переходов и требует оснастить их хотя бы искусственными неровностями. Зачастую вполне законное, с точки зрения логики, возмущение вызывает также и слишком близкое расположение светофоров (например, как в районе школы №32 на ул. Ак. Королева). Оказывается, при установке нового светофорного объекта удаленность от других не учитывается.
Как нам разъяснили в мэрии, условия установки светофорных объектов могут быть следующие:
1) интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых восьми часов рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10 ГОСТ Р 52289-2004 (где учитывается количество полос движения в одном направлении и интенсивность транспортного движения в единицах в час - прим. ред.; подробнее с таблицей можно ознакомиться на интернет-ресурсах);
2) интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 единиц в час (для дорог с разделительной полосой - 1000 единиц в час) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 часов рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пешеходов в час. В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 человек значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по перечисленным условиям составляют 70% от указанных;
3) значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по первому и второму условиям одновременно составляют 80% и более от указанных;
4) на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом первое и второе условия списка должны выполняться на 80% и более.
Необходимость введения светофорного регулирования в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой должна рассматриваться в случае, если интенсивность велосипедного движения превышает 50 велосипедов в час.
Установкой светофоров занимаются владельцы дорог, отметил старший госинспектор региональной ГИБДД Владимир Карпенко, т.е., например, на городских улицах их устанавливает мэрия. Относительно светофоров, которые недавно появились на федеральных трассах (в том числе - за Новым мостом, три объекта в городе Нариманове, два - в Икрянинском районе), к их установке городская администрация никакого отношения не имеет, - заявили в городской администрации. Поставили их по предписанию инспекторов областной ГИБДД из-за высокой степени травматизма на этих участках. «Несмотря на наличие надземного перехода на трассе М-6 «Каспий» (за Новым мостом), астраханцы перебегали дорогу, постоянно рискуя жизнью и создавая аварийную обстановку. Поэтому было принято решение установить на перекрестке с Николаевской трассой светофорный объект. В районе поселка Солянка светофор появился, чтобы обеспечить безопасность во время поворота транспорта налево», - пояснил Владимир Карпенко.
Заторы на дорогах - привычное явление для астраханцев. Пробки появляются даже на тех участках, где совсем недавно установили светофоры. Автолюбители, страдая от пробок, считают их причинами безответственность пешеходов и неправильную регулировку светофоров. По мнению водителя Сергея Александровича, в корректировке работы нуждается большинство светофоров: «В районе «Кристалла» - пл. Октябрьская, вот здесь не мешало бы подрегулировать работу светофора, потому что весь день в одном режиме - то там скопление машин, то здесь. Много таких перекрестков. Новые светофоры на Трусовской стороне поставили, за Новым мостом. Вот они в одном режиме работают. Утром - час пик. Согласен, на подъем на мост там «зеленую волну» - подольше зеленый должен гореть, правильно. Но он и днем в этом режиме работает, когда час пик прошел. А где-то через час с Кирпичного машины не могут выйти - караван до Кировской больницы».
Как пояснили в городской администрации, «светофорные объекты регулируются в зависимости от характера конфликтных точек на перекрестке и интенсивности движения в каждом направлении. Задержка транспортных средств на регулируемом перекрестке должна быть минимальной». Тот, кто проводит большую часть жизни за рулем, рассчитывает на установку в Астрахани специальной электронной программы «Зеленая волна». Это позволит, как минимум, сократить простои на светофорах.
О необходимости введения системы автоматического контроля дорожного движения говорят и инспекторы ГИБДД. В мэрии обещают с внедрением программы не затягивать, хотя и признают, что для введения автоматических систем «зеленая волна» на дорогах необходимо разработать проектную документацию с привлечением проектных организаций, что требует крупных финансовых вложений. Если кто-то не в курсе, автоматическая система светофорного регулирования, обеспечивающая безопасное движение с минимальными задержками транспортных средств на городских магистралях, она работает с учетом средней скорости потока и устанавливает связь с рядом стоящими светофорами, обеспечивая включение зеленых сигналов к моментам подхода к ним компактных групп транспортных средств.
«Мы сейчас стараемся внедрить, уже рассчитано, сколько нужно денег на следующий год для того, чтобы именно по проблемным местам, улицам ввести эту «зеленую волну». Первым будет рассмотрен вопрос по Победе и Анри Барбюса», - заверил начальник отдела дорожного хозяйства, организации дорожного движения управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани Шамиль Агамбетов.
Что касается электронной программы «зеленая волна», то для того, чтобы машины двигались по городу, не попадая в заторы, сами водители обязаны будут соблюдать скоростной режим. Т.е. средняя скорость с учетом проходимости дороги рассчитывается заранее, и на протяжении всей трассы устанавливаются знаки. Следуя указанным в них цифрам, автолюбители теоретически должны без простоев продвигаться по городу. Правда, вот вопрос: готовы ли сами хозяева авто к соблюдению жестких требований, ведь превышение скорости может привести к возникновению пробок.
«Необходимо введение системы автоматического контроля дорожного движения, которая позволяет отслеживать заторы и ликвидировать их», - отметил инспектор Владимир Карпенко. Специальные контроллеры устанавливаются на перекрестках, и информация с них поступает на пульт. Система стала бы серьезным подспорьем во время выполнения дорожных работ и проведения культурных и спортивных массовых мероприятий, потому что командой с пульта можно перенаправлять потоки движения, избегая пробок. Регулируется фаза горения сигналов. Проще говоря, в зависимости от обстоятельств увеличивается или уменьшается длительность горения зеленого света.
Сотрудники областной ГИБДД регулярно отслеживают ситуацию с аварийностью на дорогах. Для повышения безопасности, по мнению инспекторов, нужно в ближайшее время установить светофоры на пересечениях улиц Волжская/Бакинская, Волжская/Ахшарумова, Волжская/Б. Хмельницкого. На этих участках сотрудники инспекции отмечают места концентрации ДТП, неудобство для перехода пешеходов, поэтому там необходимо организовывать регулируемые пешеходные переходы. Еще один опасный перекресток - Набережная 1 Мая/ул. Бэра - по рекомендации полиции оснащен искусственными неровностями, благодаря чему аварийность несколько уменьшилась, однако, по мнению Владимира Карпенко, там обязательно нужен светофор.
Чиновник из мэрии, автолюбитель, пешеходы, инспектор ГИБДД - все признавали, что порядок на улицах во многом зависит от самих людей. И каждый из опрошенных призывал не забывать о культуре и взаимоуважении на дороге.
Марина ИВАНОВА
|