Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
РЕГИОНЫ НА КОНТРОЛЕ В МИНОБРЕ
В конце минувшей недели Астраханскую область с рабочим визитом посетил директор департамента регионального развития Министерства образования и науки Российской Федерации Сергей Кравцов. На совещании по вопросу реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования региона подвели итоги первого квартала 2012 года. Планы модернизации не раз освещали и обсуждали на различного рода заседаниях, в начале года о проделанной работе в рамках проекта отчитался министр регионального минобра Виталий Гутман. На этот раз говорили в основном о сопутствующих проблемах, не скрывая их возникновения от федерального контролирующего ока.
В плановом пятничном заседании приняли участие заместители глав муниципальных образований по социальным вопросам, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, представители территориальных организаций профсоюзов работников народного образования и науки.
По словам первого заместителя министра образования и науки Астраханской области Якова Поперняка, за первый квартал 2012 года в стадии завершения конкурсных процедур и начала поставки инвентаря и другие мероприятия в рамках модернизации на сегодня задействованы 30% средств федеральной субсидии. Благодаря инициативе и усилиям Министерства образования и науки РФ в этом году регионам предоставлено право расходовать средства субсидии в том числе и на проведение капитального ремонта помещений школ, что ранее было невозможным. Это позволило проработать программу «теплый туалет». Разговор об улучшении санитарного обеспечения общеобразовательных учреждений ректор Астраханского инженерно-строительного института (АИСИ) Дмитрий Ануфриев начал с напоминания об особенностях астраханского климата, объяснив тем самым острую необходимость в обустройстве школьных туалетов. Безусловно, те сооружения над выгребными ямами, которые стоят сейчас во дворах некоторых сельских школ, ни эстетичностью, ни удобством не отличаются, но еще важнее перепады летних и зимних температур. С одной стороны, лютые морозы отрицательно сказываются на здоровье школьников, с другой – жара способствует распространению болезнетворных бактерий.
Сомнений в важности программы «теплый туалет» нет ни у чиновников от образования, ни у педагогов, однако у строителей есть опасение, что приступить к реализации и уложиться в сроки они не смогут. По запрошенной от муниципалитетов информации разработаны типовые проекты приспособления помещений под санитарные комнаты или проекты пристроев к зданиям школ, определен объем финансирования в 80 млн. рублей, но порой предоставленные данные не соответствуют действительности. «Например, в поселке Винном Володарского района нам предложили сделать пристрой к школе, которая находится на втором этаже здания, где на первом этаже расположен объект культуры. Или в Лиманском районе в с. Проточном, администрация прислала информацию, что требуется пристрой, а директор уверяет, что необходимо провести приспособление. По таким спорным моментам специалисты, конечно, выезжают, но это затягивает время. Кроме того, даже если не меняется количество объектов, но меняется объем работы (например, пристрой на приспособление), это другой вид работ – другие деньги», - объяснил собравшимся ректор АИСИ. Принимать решение за руководство школы - приспособить помещение или строить новый туалет - строители не имеют права. Это может сделать только директор учебного учреждения и заведующий районным отделом образования.
Сложность заключается не только в самом строительстве или обустройстве туалета. Нужно продумать ряд сопутствующих факторов, к примеру, обеспечить санитарные комнаты технической и питьевой водой. Не во всех селах нормально работает система водоснабжения. В тех муниципальных образованиях, где система водоснабжения отсутствует, нужно бурить скважины. Плюс организация слива в соответствии с гигиеническими нормами, чтобы исключить заражение пришкольной территории. При этом не по всем селам есть топографические съемки необходимого качества. Например, по Камызякскому району топосъемок практически нет, а по нескольким населенным пунктам Наримановского района они предоставлены в крайне мелком разрешении, что такой масштаб не позволяет эффективно определить место пристроя. «Установить его (пристрой - прим. ред.) на место, где нет сетей, мы не сможем, или при работах повредим имеющиеся коммуникации. Необходимо предоставить недостающие данные», - уговаривал представителей районо Дмитрий Ануфриев.
Виталий Гутман жестко отреагировал на уговоры: «Не надо никого убеждать! Самое позднее - к 1 октября все работы должны быть завершены!» То есть за проволочки и, как результат, отсутствие нормальных туалетов в школе ответят муниципалитеты.
Еще одно важное направление, которое реализуется в рамках модернизации системы образования – программа «Одаренные дети», которая создаст принципиально новый ресурс за счет интеграции систем дополнительного и высшего профессионального образования. Речь идет о создании школьного технопарка, причем не на уровне планов и пожеланий - это уже реально реализуемый проект. «Мы предлагаем создать имущественный научно-образовательный комплекс «Школьный технопарк» с высокотехнологичным оборудованием и наработанной базой научных шаблонов и проектов, чтобы учитель мог эффективно провести работу со своим учеником. Там же будет предусмотрена возможность производства опытных образцов, создана площадка для работы с одаренными детьми», - рассказал о программе помощник проректора по научной работе АИСИ Владимир Войков. Виталий Гутман пообещал, что доступ к работе в школьном технопарке получат все школы региона, а в следующем году в районах области создадут филиалы научно-образовательного комплекса.
Принципиальная составляющая проекта модернизации - заработная плата учителей. О достижении планки средней зарплаты по экономике говорилось неоднократно. «При кажущемся благополучии исполнения обязательств по повышению зарплаты учителям мы можем уже к середине финансового года оказаться в крайне неприятной ситуации», - обрисовал безрадостную перспективу Яков Поперняк. Причины сложившейся ситуации назвала начальник управления экономической политики министерства образования и науки региона Елена Золотайкина: «Мы говорим о первых результатах второго квартала: 7 муниципалитетов, взяв на себя определенные обязательства, по апрелю не выполнили их. Кроме того, в ряде школ по итогам первого квартала не достигли показателей октября 2011 года. На настоящий момент в четырех школах Ахтубинского района, десяти школах Володарского, двух школах Енотаевского, одной школе Приволжского, семи - Харабалинского и четырех в г. Астрахани проблемы с зарплатами педсостава не решены. Икрянинский и Камызякский районы выровняли свое положение, но есть жалобы по выплате заработной платы. То есть мы можем говорить о том, что недостаточно ведется разъяснительная работа не только среди педагогического состава, но и административного, и младшего обслуживающего персонала». Основная проблема - в переизбытке учителей при маленьком количестве детей в школах, считает министр образования и науки Астраханской области.
Другая составляющая комплекса мер по модернизации системы общего образования - внедрение новых федеральных государственных стандартов. И здесь на общем благоприятном фоне не обошлось без претензий к руководству муниципальных образований. В своем докладе начальник отдела проектной деятельности министерства образования и науки Астраханской области Наталья Бесчастнова рассказала, что новые стандарты образования начали внедряться в регионе в экспериментальном режиме в 2010-2011 учебном году. В этот период в эксперименте приняло участие 9 общеобразовательных учреждений из 5 муниципальных образований. Тогда главным критерием отбора экспериментальных площадок стало желание коллектива участвовать в этой деятельности. «Массив экспериментальных площадок не отражал сформированную образовательную сеть, из-за чего с введением госстандартов в 2011-2012 году в штатном режиме мы столкнулись с рядом трудностей, в том числе в малокомплектных школах. Учитывая данную проблему и необходимость отработки механизмов введения стандартов в 2012-2013 учебном году, мы изменили подход к формированию списка экспериментальных площадок – из предложенных учреждений были отобраны несколько с учетом репрезентативной выборки, отражающей все особенности региональной образовательной сети», - пояснила Наталья Бесчастнова.
В рамках внедрения новых образовательных госстандартов в среднем звене школы проведены процедуры по закупке учебных систем для 5 классов. Региональный институт повышения квалификации реализует модульно-накопительную систему курсов, позволяющую педагогам и руководящим работникам выбирать курс и повышать квалификацию по наиболее актуальным модулям. В следующем учебном году предполагается расширить перечень предполагаемых направлений и учреждений повышения квалификации. «На последнем заседании регионального министерства образования принято решение о рекомендации органам местного самоуправления в срок до 10 мая отразить приоритетные направления реализации комплекса мер, а федеральный государственный стандарт является таким приоритетом. К сожалению, данная работа муниципалитетами не проведена. Эту работу надо завершить», - напомнила начальник отдела проектной деятельности министерства представителям районных администраций от образования.
Дистанционное обучение и Wi-Fi во всех школах Астраханской области заработают уже с начала нового учебного года. Основная проблема дистанционного образования не оборудование, а инфраструктура. Минувший год был посвящен именно обустройству последней, так как имевшиеся каналы связи не позволили бы пропустить тот объем трафика, который необходим для полноценной работы систем дистанционно. Поэтому уже сейчас заказано необходимое оборудование и необычные вещи, чтобы провести локальные сети и стопроцентно обеспечить все образовательные учреждения численностью более ста человек Wi-Fi-покрытием. Во всех малокомплектных школах будет обеспечен минимальный объем доступа. Приобретено программное обеспечение, сформирован список специалистов, которые внедрят новые программы и обучат учителей. «Главная задача руководства учебных учреждений на ближайшее время – обеспечить доступ для людей, занятых проведением сетей, и определить круг педагогов, которые будут заниматься дистанционным обучением, - отметил директор государственного автономного научного учреждения «Институт развития образовательных технологий» Максим Резаков. - Важно также понять, что дистанционное обучение не просто видеотрансляция, а доступ к любому образовательному контенту. То есть все компьютеры будут объединены в общую систему, что позволит не только скачать данные, но и общаться с учениками и коллегами. Сейчас построено более 200 км сетей, осталось около 100 км. Планируется закончить эти работы к 1 сентября. И с нового учебного года Интернет будет применяться не только в административных целях, как это происходит сейчас, но и в учебных. На обучающих курсах в августе-сентябре мы покажем всем педагогам возможности использования сети».
Директор департамента регионального развития Минобрнауки России Сергей Кравцов в целом оценил темпы и качество модернизационных процессов образования довольно высоко, однако напомнил, что проект модернизации и выделяемые на него средства в большей степени - кредит доверия субъектам. Многое здесь будет зависеть от того, оправдают регионы такое доверие или нет, что скажется на объеме дальнейшего финансирования регионального образования. «Соглашение в соответствии с принципом «деньги в обмен на обязательства» требует от региональной системы общего образования достижения результативных показателей, исключив при этом даже самые минимальные отклонения в сторону уменьшения, поскольку это - официальное соглашение на федерально-региональном уровне, и невыполнение грозит уменьшением субсидирования в 2013 году», - заметил первый заместитель министра образования и науки Астраханской области Яков Поперняк.
Озвученные на совещании вопросы переданы по адресу: жесткий разговор по всем проблемным аспектам процесса модернизации состоялся на выездном заседании глав районов Астраханской области с участием губернатора, где определены основные ориентиры деятельности органов местного самоуправления для обеспечения успешной реализации проекта модернизации образования в 2012 году и в дальнейшем.
Марина ИВАНОВА -
|
23.05.2012
|
Просмотров: 1293
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
**Архив номеров |
Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:
|
|
|
|
|
|