Астраханская погода, игнорируя наступление учебного года, повлияла на его начало - линейки 1 сентября из-за жары сократили. Однако каникул в реформировании системы образования даже в связи с по-летнему высокой температурой не предвидится. Пока родители в истерике последней августовской недели искали детям подходящие размеры школьной формы, потом еще подгоняли ее по фигуре, затаривались канцтоварами и собирали гербарии, в регионе продолжалась разработка программы по развитию образования. Кстати, с ее проектом можно ознакомиться на сайте областного министерства образования и науки и отправить свои предложения на minobrao@mail.ru. А вот о новшествах в системе образования на 2014-2015 годы можно узнать уже сейчас - из нашей статьи. Об изменениях, которые ждут школьников и студентов в ближайшее время, рассказал на пресс-конференции министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман.
Сразу с неприятного. ЕГЭ снова ждут перемены - 11-классникам все-таки придется писать сочинение, которое станет своего рода пропуском к сдаче других экзаменов. На написание сочинения дадут две попытки. Первая - в декабре вместе со всеми. Если с первого раза не получилось, то вторая возможность будет предоставлена в феврале, марте или апреле. Оцениваться сочинение будет по системе «зачет-незачет».
Далее - новшества, которые пока трудно охарактеризовать. Плоды их станут видны только через несколько лет, когда нынешние ученики младших классов будут готовиться к выпускным экзаменам. Итак, задачи на новый учебный год, по информации Виталия Гутмана, определены: «Мы их обсуждали во время Августовской педагогической декады. Акцент - на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Мы завершили переход на новые образовательные стандарты в начальной школе. Продолжается переход в среднем звене - уже введены ФГОС в пятых, шестых, седьмых классах. И экспериментально будем приступать к подготовке введения новых образовательных стандартов в старшей школе - десятом и одиннадцатом классах. Мы намереваемся год готовиться с тем, чтобы со следующего попробовать ввести, хотя переход на ФГОС для старшеклассников запланирован на 2020 год. Новые стандарты предполагают выборность предметов. Индивидуальная образовательная траектория - это очень сложные для педагогов задачи. Это влечет постановку значительных задач системе повышения квалификации учителей уже в этом году, - рассказал министр. - Начинающийся учебный год будет ознаменован переходом на так называемый эффективный контракт для учителей, что еще сильнее должно стимулировать их на более качественную работу. Еще одна особенность этого года - создание системы дистанционного образования, для чего есть все технические условия. Если говорить о технических возможностях, то мы - обладатели самой большой в регионе корпоративной сети - свыше четырехсот километров оптико-волоконного кабеля. И не мы арендуем у провайдеров ветку, чтобы доставить Интернет в отдаленные села, а они у нас».
Так как все возможности есть, можно приступить непосредственно к созданию самой системы дистанционного образования, которая будет включать три составляющие. Первая - продолжение работы с детьми-инвалидами. Вторая - создание равных возможностей для детей вне зависимости от того, где они проживают, для развития личности. Речь о дополнительных знаниях, дополнительных образовательных услугах, дополнительных возможностях - создание и развитие образовательного портала, использование дистанционно возможностей технопарка. Третья составляющая системы - переход со временем для желающих на полностью дистанционное образование, т.е. ребенок сможет получать знания по всем предметам, не выходя из дома. Однако оценивать знания будут не виртуально. Периодически школьникам, находящимся на дистанционном обучении, придется приходить в одно из учебных учреждений для сдачи промежуточных контрольных тестов. Такая форма обучения будет удобна, например, тем, кто захочет экстерном закончить несколько классов.
До конца года в рамках государственной программы региональное министерство образования и науки закупит компьютерное оборудование для школ. Непосредственно в самой технике потребности нет: если шесть лет назад на один компьютер приходилось 26 учеников, то сегодня, несмотря на рост количества школьников, на один компьютер приходится 8 детей. Теперь средства будут направлены на приобретение в каждую школу проектового компьютерного оборудования, это - исследовательские лаборатории разного уровня, для разных возрастов. Дети смогут получать дополнительные знания за счет участия в проектной деятельности. Новые возможности можно будет применять в дистанционном образовании. «При проведении лабораторных исследований школьник из Ахтубинска мог связаться по сети со школьником из Лимана и сравнить данные измерений, например, количества инфузорий в луже Ахтубинска с количеством в луже Лимана и сделать какие-то научные выводы, т.е. будем выращивать собственных ученых», - шуткой обрисовал серьезные перспективы Виталий Гутман.
Все это требует дополнительных усилий от педагогов, поэтому все вопросы, связанные с выполнением указа президента России по заработной плате, предусмотрены в проекте бюджета на 2015 год. Зарплата у педагогических работников школ будет продолжать расти, пообещал министр. Она будет соответствовать средней по экономике в регионе, прогнозное значение которой на следующий год составит 27 тысяч рублей. Соответственно, среднюю зарплату воспитателей дошкольных учреждений приравняют к средней по школе - в пределах 22-23 тысяч рублей и т.д. Предусмотрены средства на педагогов профессионального и дополнительного образования. Повышения, заверил Виталий Гутман, будут продолжаться.
Из однозначно положительных новостей - 1 сентября появилось еще 700 мест в детских дошкольных учреждениях, из них - один из самых больших в стране детский сад №67 на улице Татищева. Он рассчитан на 640 мест. Старое здание было реконструировано практически с нуля: здесь сменили кровлю, вставили новые пластиковые окна. Фасад облицован разноцветным металлическим сайдингом. Чтобы детсадовцы не замерзли в холодные месяцы, помещения групповых комнат, музыкального и физкультурного залов оборудованы системой «теплый пол». В дошкольном учреждении полностью заменены инженерные коммуникации - по новейшим технологиям смонтированы системы отопления, канализации, горячего и холодного водоснабжения. В микрорайоне была очень большая очередь в дошкольные учреждения, поэтому открыт такой большой детский сад. Кстати, отличительная особенность детского сада №67 в том, что он направлен на художественно-эстетическое развитие детей. В этом садике имеется все необходимое - интерактивные игровые системы, мультимедийное и развивающее оборудование (сухие бассейны, сенсорное оборудование, игровые комплекты, детские игровые модули, конструкторы, мягкие тренажеры). Дети с удовольствием показали гостям, как они рисуют картины песком, играют на музыкальных инструментах и делают аппликации из ткани. На память министру и губернатору малыши подарили свои витражи с изображением астраханских символов.
В селе Маячное Красноярского района Астраханской области творчески подошли к решению вопроса с нехваткой детских садиков: выкупив несколько стоящих рядом одноэтажных домов, объединили их в «Детскую деревню». По заверению Виталия Гутмана, в большинстве муниципалитетов региона очередь в дошкольные учреждения детей от трех до семи лет будет ликвидирована, останется только в городе Астрахань. Всего после 1 сентября в очереди останутся четыре тысячи человек. Виталий Гутман уточнил, что с января нового года очередь вновь увеличится, т.к. трехлетнего возраста достигнет еще какое-то количество малышей. Однако не стоит отчаиваться, потому что строится еще восемь садов, как сообщил министр, шесть из которых - в областном центре. Это позволит до конца следующего года полностью снять проблему очередей в детские дошкольные учреждения.
1 сентября в Астраханской области открыли две школы: среднюю общеобразовательную школу №55 и Казачий кадетский корпус имени атамана Бирюкова (в с. Бирюковка Приволжского района). Казачий корпус рассчитан на 120 учеников, которые, кстати, приступили к новому учебному году заблаговременно - еще до 1 сентября казачата проходили специальную подготовку. Всего в стране к началу учебного года открыто 55 новых школ, в числе которых и астраханские. По оценке регионального министра образования и науки Виталия Гутмана, сдача сразу двух школ - важный показатель того, что сегодня происходит в системе образования страны.
Еще вот-вот откроется студенческий парк в районе Астраханского государственного университета и Астраханского инженерно-строительного института - это студенческий проект. Предполагается даже устроить там собственный Гайд-парк: поставить «деревянную трибуну, деревянный микрофон и деревянный графин с деревянной водой, чтобы каждый желающий мог говорить с этой трибуны все, что хочет».
«Мы всем детям-беженцам с Украины школьного возраста предоставим места в учебных учреждениях, в пунктах временного размещения создаем дошкольные группы. По дошкольным группам условие одно - мама должна предъявить документ о трудоустройстве. Потому что если она не работает, отправлять ее ребенка в садик, чтобы она вообще ничего не делала, неправильно, - считает Виталий Гутман. - Также решены все вопросы по учебникам с ними. Никаких серьезных проблем с украинскими гражданами в плане получения образования нет. Они проживают в трех пунктах компактного размещения. Тем, кто самостоятельно приехал в Астраханскую область, вопросы с получением образования можно решить, обратившись в органы управления образованием или в школы - мы поможем каждому».
Что касается профессионального образования для украинских граждан, то по высшему - вопрос в компетенции федерального министерства. Определен ряд вузов, в которые беженцы могли поступить на льготных условиях. Ближайшие от Астраханской области - ростовские вузы. В рамках компетенции регионального министерства образования и науки - колледжи. «На специальности среднего профессионального образования, начального, профподготовки берем даже без документов, потом в течение двух-трех недель будем выяснять уровень подготовленности, уровень образованности, на каком курсе он может учиться. Возникают сложности, если человек по образованию, например, мастер горного дела и подземных работ: нет у нас подземных работ. Тогда ищем родственную специальность. Они рвутся на морские, речные специальности, связанные с судовождением, судостроением. Предполагается, что после 1 октября приедет еще более тысячи беженцев», - рассказал Виталий Гутман.
И, конечно, невозможно обойти вниманием тему введения платы за «продленку», точнее - ее невведения. Глава российского Минобрнауки Дмитрий Ливанов во время визита в Астраханскую область вот как прокомментировал муссирующуюся в некоторых СМИ информацию о взимании платы за пребывание в группе продленного дня: «С начала этого учебного года никаких изменений в законодательстве и нормативах финансирования учебных заведений нет. Учредитель имеет право вводить дополнительные платные услуги, но речь идет не о группе продленного дня. Наши школы достаточно финансируются, и вводить плату за продленку никаких оснований нет». Правда, радоваться этому сообщению тоже особо-то не стоит. Мало кто из родителей может похвастаться, что его чадо посещает продленку. Основная причина - перегруженность школ. Учеба в две смены предполагает плотный график загрузки школьных кабинетов, потому «продленку» зачастую просто негде разместить.
Вот на такой не слишком оптимистичной ноте пожелаем учителям исполнительных учеников, самим школьникам - хороших оценок, а родителям - крепких нервов!
Марина ИВАНОВА
|