Четверг, 25.04.2024
ООО "Пресс-Юг" 16+
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ УСЛУГИ [4]
Новости региона [1688]
Криминал [205]
Ваше право [568]
Астраханский спорт [415]
Бизнес/Экономика [200]
Культура [83]
Условия и способы подачи объявлений [4]
Форма входа
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






ТЫ ЛЕТИ, МОЯ «ТАЧАНКА»…

Астраханские таксисты насторожились: региональные органы власти в очередной раз озаботились обсуждением новых мер по наведению порядка в сфере обслуживания населения общественным транспортом. Но не «вечно модной» темой маршруток, а проблемами легкового автотранспорта - таксомоторных перевозок. Общественный совет при министерстве промышленности и транспорта региона, включающий десять авторитетных представителей крупных предприятий промышленности, транспорта и ТЭК, тоже констатировал, что вмешиваться в ситуацию нужно. И проголосовал за предложенный пакет нововведений, в том числе ограничение максимального количества такси в городе, создание специализированных стоянок конкретно для «развозящих» автомобилей и даже установление единого цвета кузова для всех, кто желает войти в этот бизнес.

Эх, прокачу…

О том, как организован астраханский рынок такси (вернее, как он неорганизован), ни одному местному жителю подробно рассказывать не нужно. Потому что ситуация видна невооруженным взглядом. Количество машин с «шашечками» или призывными зелеными огоньками в общем потоке легковушек составляет как минимум треть. В часы пик перекрестки перед самыми людными городскими объектами (вокзалами, рынками, торговыми центрами) забиты припаркованными автомобилями, но не от наплыва посетителей - обочину занимают солидные иномарки с рекламными наклейками на дверях и раздолбанные «копейки» со светящимися пластиковыми призмами на крыше. Десятки диспетчерских служб соревнуются, кто всучит прохожим больше рекламных визиток и разошлет больше зазывных СМС на телефоны.

При этом, даже если вы нарвались на очередную рекламную акцию и стали обладателем «золотой скидочной карты», это не означает совершенно ничего. По вызову до вокзала или аэропорта к вам может подъехать мини-купер без багажника. Поздним вечером в отдаленный район - громыхающая «Приора» с двумя бородатыми приятелями в салоне. На уточнение «с детьми» можно даже не ждать, что будет предложено детское кресло, или наоборот, за его использование предложат доплатить половину от стоимости поездки. А если ехать недалеко или, например, на улице плохая погода, вы после 20-30 минут ожидания вполне можете получить сообщение «Заказ снят, машин нет».

При этом впечатляет наблюдательного человека и то огромное число астраханцев, которые зарабатывают частным извозом. Так, по словам одного из таксистов-частников, только одна популярная в городе диспетчерская служба, услугами которой он пользуется, объединяет более 800 машин. Одна служба из нескольких десятков. При том, что количество официальных, имеющих лицензию таксистов в Астрахани - менее 2 тысяч. Для небольшого города с населением в 500 тысяч жителей - это целая армия на колесах. Армия, в подавляющем своем большинстве нелегальная.

Танцуют все!

Один из представителей этого бизнеса, Михаил, на наши вопросы о целесообразности и возможной эффективности борьбы с нелегалами ответил весьма раздраженно.

«С кем бороться собрались? С народом? Тысячи людей по всей области выходят таксовать по вечерам. Потому что это сейчас чуть ли не единственная возможность заработать деньги. Не кланяться никому, не выпрашивать заработанное, а кормить семью. Не разбогатеть, нет, на этом не разбогатеешь. Просто заработать на хлеб.

Тут удивляются, почему полиция не борется с нелегальными таксистами. Так полицейские после дежурства идут и таксуют. Я знаю майора одного, который с нами таксует, знаю одного ФСБшника, который таксует. Много людей, которые потеряли постоянную работу, не могут долго устроиться, и машина - это единственное, что может их прокормить в этой ситуации. Если заставить их оформлять лицензии и собирать с них все поборы, которые государство считает справедливыми, им придется отдавать почти все заработанные деньги. Поэтому они работают нелегально.

Да, вот я - нелегал. Я таксую сам и еще четыре машины сдаю в аренду. Тоже нелегально. Все работаем под одной диспетчерской службой. Схема такая: они подбирают нам клиентов, мы отчисляем им 15% от выручки. Они же платят за нас налоги, какие к нам могут быть претензии?»

Впрочем, на вопрос, как диспетчерская служба может платить налоги с явно незаконной деятельности, с машины, которая не учтена ни в каких документах и в принципе не имеет права возить пассажиров за деньги, Михаил ответить не смог. Объяснил, что его диспетчеры уверили: все положенные налоги за таксистов платятся.

«Не все машины у них нелегальные, есть специальные условия для таксистов с лицензией. У кого документы - тому и процент ниже по отчислениям, 8 вместо 15, и приоритет в заказах. Выгоднее работать с лицензией. Но вот это все: ходить по чиновникам, оформлять предпринимательство, налоги бешеные платить - людям этот «геморрой» неинтересен. Поэтому, я считаю, что бороться с таксистами - бред. Совсем не это нужно. Нужно следить, чтобы машины были в технически нормальном состоянии. Не раздолбанная «семерка», купленная за 50 тысяч «на убой». Таких деятелей мы, нелегалы, сами очень не любим. А нужно, чтобы приезжала нормальная машина. И это вопрос уже к полиции, а не к нам».

Логика у Михаила весьма спорная, но определенное рациональное зерно в ней есть. Например, он искренне считает, что требования к водителям и автомобилям такси слишком жесткие, а все меры по борьбе с нелегалами - это попытка навести порядок без приложения реальных усилий, просто «дополнительно затянуть гайки» ограничениями. Гораздо большего можно было бы добиться, наоборот, легализовав частный извоз.

«Взять под контроль рынок можно. Места концентрации частников-нелегалов всем прекрасно известны. К тому же, большую часть из них уже подсадили «на иглу» диспетчерских служб, с контроля над которыми властям и можно было бы начать. А пока у нас, вместо попыток сделать услугу более цивилизованной, наоборот, стараются сделать правила все жестче и жестче.

Например, если придется перекрашивать все такси в один цвет, это окажет только одно воздействие: ударит по карманам пассажиров. Тем, кто покрасится, нужно будет «отбивать» затраты. А многие свои личные машины красить не захотят. Может быть, им на время придется бросить работу, потому что их сначала будут показательно выявлять и наказывать. А потом, как обычно, рейды кончатся и все станет, как было», - полагает водитель.

Кто покрасился - тот и прозрачный?

Но вот легальные перевозчики с таким мнением не согласны. И ничего особо страшного в разработках новых мер против нелегалов не видят. Если отбросить первую мысль о прямой заинтересованности в избавлении от конкурентов, то суть проблемы, по их словам, в реальной угрозе безопасности пассажиров.

«Да, если нелегалов удастся «подвинуть», заказов у нас может стать больше, появится смысл расширяться, можно будет более эффективно работать, - отмечает замдиректора легальной транспортной компании Анатолий Грудянов. - Но это не так принципиально, как вопрос безопасности перевозок. Даже если взять вопрос покраски кузова в один цвет, мы только «за». У нас такая позиция изначально была, все машины нашего парка одного цвета - белые. Здесь игра слов, они с точки зрения лицензии и налогов - тоже «белые». И, кстати, когда обсуждался для региона единый цвет такси, мы тоже предложили сделать именно белый. Да, есть такой стандарт как бы мировой - желтый, но мы предлагали белый по понятной причине.

Что это дает? Доверие клиентов. Человек сразу видит, кто перед ним. Нормальное такси, исправная машина под техническим контролем, с профессиональным и трезвым водителем, или «бомбила», который неизвестно где взял этот автомобиль, есть ли у него права, знает ли он город, в конце концов - нормален ли он психически и не собирается ли ограбить пассажира. Я недавно сам ехал с таким, машина на ходу разваливается, страшно было. И многие люди, с которыми приходится общаться, говорят, что предпочитали бы легальное такси, будь оно более доступно.

Второй момент, что легче будет и полиции определять, кто нормально работает, а кто нелегал и его следует проверить. Нелегалы перекрашивать свои частные машины не захотят. Да и неправильно это, должен быть под такую услугу полноценный таксопарк. Чтобы машина приезжала новая, проверенная, исправная, с детским креслом обязательно, если ребенка везти. Безопасность по максимальному уровню.

Я не думаю, что борьба с нелегалами всерьез повлияет на расходы перевозчиков, на стоимость поездки или выручку таксиста. Мы, скажем, и сейчас не стремимся к максимальным доходам, а вкладываем прибыль в развитие. Приобрели вулканизацию, завели мойку, обновляем автопарк, развиваем диспетчерскую систему. При этом мы проверяем водителей на алкоголь и наркотики, на наличие штрафов за нарушения ПДД, на состояние здоровья. Сильно сомневаюсь, что кто-то из нелегалов может такими условиями похвастать».

Однако здесь встает вопрос несколько иного рода. Когда человеку требуется вызвать такси (если он не пользуется такими услугами ежедневно), то найти номер именно легального таксопарка среди шквала рекламы всевозможных «перелетов» и «увозилок» - большая проблема. Решить ее нам помогли в минпромтрансе Астраханской области. Как оказалось, на сайте ведомства http://mptpr.astrobl.ru в разделе «Автотранспорт» есть огромный список, в который включены все перевозчики, имеющие официальную лицензию. С указанием конкретного автомобиля, на который выдано разрешение (читай - проверенного и технически пригодного).

Правда, опасаясь претензий со стороны антимонопольной службы, министерство не дает полную и лаконичную информацию, которой можно было бы воспользоваться напрямую. Поэтому, если вы хотите обзавестись личным легальным такси, придется действовать в несколько шагов. Сначала, нажав на кнопку «Реестр выданных разрешений», скачать этот список на свой компьютер. Затем открыть его и выбрать то транспортное предприятие, которое вам больше понравится или указанные автомобили которого покажутся более удобными. И уже по названию и адресу, снова воспользовавшись Интернетом, выяснить номер телефона.

Муторно? Возможно, зато вы будете гарантированно иметь дело с настоящим профессиональным такси.

Как отбиться от барыг?

Официальные представители астраханских властей, отвечающие за ситуацию на рынке транспортных услуг, сами признаются, что недовольны сложившейся ситуацией. Но пока имеют не так много полномочий, чтобы ее исправить.

«Мы очень ждем изменений в законодательстве, - признаётся замглавы минпромтранса Астраханской области Светлана Зайкова. - Сейчас разрабатывается проект нового федерального закона по этой теме. И он предусматривает массу мер по борьбе с нелегальным извозом. Например, право государственного регионального контроля за лицами, которые принимают и передают заказы на такси.

Правда, сказав об этом, законодатель допустил «яму» по фактуре. Например, не установлена административная ответственность, не установлена обязанность агентств истребовать у таксиста разрешение на право осуществления перевозок. Предусматривается только гражданская ответственность компании-диспетчера перед пассажирами. А они часто называют себя не диспетчерами, а просто рекламными компаниями. При условии такого механизма, который предлагается в законопроекте, мы с ними не поборемся.

При этом первая проблема, которую мы видим, - это именно реклама незаконных служб такси. Которые направляют на выполнение заказа любую машину, которая откликнется на заявку диспетчера. У нас даже порой реклама проходит: «Скучно в отпуске - подработай таксистом». Со своей машиной, то есть. Это категорически неправильно, не может человек этим «подрабатывать»! Разрешение выдается на конкретное транспортное средство после его проверки на соответствие требованиям по безопасности перевозки пассажиров. Человек может прийти в таксопарк только без машины, в качестве водителя.

С новым законом у нас впервые появляется законодательная «плетка» - региональный контроль. Когда мы, пассажиры, увидев, что пришла машина без специальных опознавательных знаков такси, что машина неисправна, что водитель пьян и т.д., мы можем обращаться в суд за защитой наших прав. Но при тех условиях, что предлагает законопроект, это огромные затраты сил, времени и нервов для гражданина. Нереально. Действенного механизма в предложенной схеме я не вижу.

Что же касается цвета кузова, то это ограничение остается как право субъекта, но обязывает предоставить субсидию на «перекраску». Мы рассматривали уже этот вопрос, введения единого обязательного цвета кузова для такси, по запросу областной Думы. Члены Общественной палаты, которые сторону пассажиров в большей степени представляют, высказались «за». А вот часть предпринимателей - против.

Здесь есть сложный момент: все те машины, которые у нас уже имеют лицензию, а их 1800, в ближайшие пять лет не обязаны менять цвет машины. То есть, такси все равно будут разноцветными, но при этом уже работающие предприниматели окажутся в ущемленной ситуации. Ведь мы скажем людям, что законное такси - только одного цвета? Значит, их, хоть и легальных, будут воспринимать как незаконных перевозчиков.

К тому же, если раньше мы могли, по решению региона, оставить только один цвет кузова - скажем, желтый, то теперь законопроектом предусматривается обязательно три цвета для такси. Какой в этом смысл - непонятно. Если это будет белый, серебристый и зеленый - то это будут цвета, которых на дороге и сейчас масса, ничем они выделяться не будут.

В общем, когда вопрос будет обсуждаться в очередной раз в Думе Астраханской области, мы обязательно будем говорить и о предложенных нормах федерального закона, и о необходимости определить размер субсидий, и о необходимых обязательно поправках. Это будет сложный законопроект и сложное обсуждение.

А на сегодняшний день, в существующем законодательстве, реальные меры противодействия нелегальному извозу возможны только за счет усиления работы правоохранительных органов по линии незаконного предпринимательства. Мы сравнивали с соседними регионами, там эта тема также актуальна. И там машины изымают, ставят на штрафстоянки - и широко обсуждают это в СМИ, добиваясь профилактического эффекта.

Другие действия в этой сфере будут менее эффективны до тех пор, пока у нас отсутствует своя административная «плетка». Все «рекламные» агентства и диспетчерские работают нелегально, не платят налогов - не платят их и сами водители-нелегалы. И потому гораздо больше нас интересовал бы другой пакет законодательных мер, по борьбе с агентствами, которые занимаются рекламой незаконных такси и управляют ими дистанционно.

Мы не столько говорим сейчас о введении новых ограничений против таксистов, сколько формируем наши предложения в Госдуму РФ. Просим тот функционал, который способен влиять, а не декларировать: в частности, проработать положение об ответственности, достаточно жесткой, административной, к диспетчерским службам».

Евгений ПЕТРОВ

28.05.2014
Просмотров: 960

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Архив номеров

Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:

ВДВ

 

Рек-Тайм

Информация
ООО "Пресс-Юг" © 1998-2024. Допускается использование материалов сайта (кроме ОБЪЯВЛЕНИЙ) с гиперссылкой на источник! ООО "Пресс-Юг" не несет ответственности за рекламу, размещенную на данном сайте
Карта сайта Сайт управляется системой uCoz