Среда, 08.05.2024
ООО "Пресс-Юг" 16+
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ УСЛУГИ [4]
Новости региона [1688]
Криминал [205]
Ваше право [568]
Астраханский спорт [415]
Бизнес/Экономика [200]
Культура [83]
Условия и способы подачи объявлений [4]
Форма входа
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И СНОВА УЧИТЬСЯ
Конец учебного года уже не за горами. До нового чуть больше, но постоянно растущее количество слухов и пересудов, обсуждения постоянно проводимых реформ системы образования в социальных сетях и просто на кухнях требуют авторитетного комментария. Когда наконец исчезнут очереди в детские сады, будут ли бесплатными учебники в школах, какую профессию выбрать после школы, чтобы не остаться без работы? На эти вопросы отвечает министр образования Астраханской области Виталий Гутман.

Для самых маленьких

- Что касается направления дошкольного образования, детских садов, здесь нам есть чем гордиться. Мы в 2013 году перевыполнили поручения по развитию этого направления почти на 900 мест. Напомню, что речь идет о детях от 3 до 7 лет, об их устройстве в детсады, согласно указу президента.

Мы прекрасно понимаем, что мамам не менее актуальны места в детских садиках еще и от полутора лет, а не от трех. Это вторая составляющая часть. И то опережение программы, которое у нас есть, будет касаться их. Может быть, не от полутора, но как минимум от двух лет.

Всего в 2013 году в системе дошкольного образования было введено 5454 места в учреждениях дошкольного образования. На это мы, в рамках соглашения между Министерством образования РФ и правительством Астраханской области, получили субсидию в размере почти 512 миллионов рублей. На эти средства на 900 мест больше, чем было запланировано, в детсадах мы сумели создать.

Кроме того, нам удалось выиграть в прошлом году один грант, по которому мы получили средства на закупку оборудования. Не горшков-кроваток, а развивающего дидактического оборудования. На 29,3 миллиона в каждую новую открытую группу в детсаду поставляются наборы Фребеля, мягкие строительные модули, лего-крепости, наборы «воздух-вода-магнетизм» и даже планшетные компьютеры, хотя я не сторонник компьютеров в «дошколке». В этом году мы хотим сделать то же самое еще раз.

Но тут можно отметить, что первый пройденный этап реализации этой программы был и самым легким. Потому что до сих пор нами использовались уже существующие объекты. Мы ничего не строили нового. Технологически невозможно построить детский садик за один год, тем более - за 9 месяцев. Поэтому пока это была реконструкция старых зданий, это были приспособления помещений, это был возврат под детские сады тех помещений, которые ранее были в системе дошкольного образования. Это был капитальный ремонт, выкуп зданий и так далее.

Бюджетный или частный?

- Ну, я думаю, что маме и ребенку все равно, как появился возле их дома детский сад. Им главное, чтобы он появился. Поэтому мы использовали очень актуальный и полезный опыт «семейных групп», которые в сельских районах открываются. Очень актуальный и полезный опыт детских садов, находящихся в квартирах. Красный Яр по этой схеме работает, некоторые другие муниципалитеты. Где просто выкупаются две квартиры на первом этаже, объединяются и, условия СанПиН позволяют, мама просто утром в халате и в тапочках спускает ребенка со второго этажа на первый - в детский сад. Прогулочная зона, кормление, все организовано - просто очень хорошо работает.

Также у нас пошли частные детские сады. Правда, бизнес пока не рвется официально их детскими садами называть. Оформляет их пока как центр раннего развития или центр кратковременного пребывания и так далее. Но тем не менее. Динамика такая: было два, стало двенадцать. За год.

Отмечу, это очень сложный бизнес. Кстати, занимаются им только женщины. Я собирал руководителей и хозяев, ни одного мужчины не решается на участие в таком бизнесе. Сложное дело, но благодарное - спрос на такие услуги будет еще долго. Тем более, что услуги там в основном качественные. По крайней мере, проблем, связанных с некачественным оказанием услуг, мы там как-то за последний год не видели.

Дальнейшая задача у нас, конечно, гораздо сложнее стоит. Потому что мы начинаем строить совместно с муниципалитетами по разным проектам новые заведения. Привлекаются бюджетные деньги, сторонние источники, есть проект кредитования одним крупным банком.

Самая сложная ситуация и очередь самая большая - это, конечно, в Астрахани. Во многих сельских муниципалитетах проблема с детсадами уже решена. Это Знаменск, Ахтубинск, Енотаевка (хотя тут вопрос не в появлении садов, а в отсутствии рождаемости). А в городе ситуация сложная. Сейчас мы совместно с мэрией нашли крупную, федерального уровня строительную фирму. Они готовы построить в городе 6-9 детских садов с тем, чтобы потом в рассрочку город выплатил уже по окончании строительства. К лету реально начать эти сады строить. Наша задача - к сентябрю 2015 года проблему с детскими садами решить, и она решена будет.

На зависть Филипку

- По среднему образованию у нас проведено много мероприятий, делающих школу современнее и удобнее для учеников. В первую очередь, наконец-то завершен очень сложный проект - «Теплый туалет». Крайне тяжелая оказалась работа. Когда мы вышли на федеральный уровень, над нами даже смеялись и обвиняли в профанации нацпроекта «Модернизация образования». Как можно путать образование и туалеты? Только после того как Медведев сам повторил нашу фразу, что не может быть нормальным образование, если в школе нет элементарно туалета, критика прекратилась.

Очень много астраханских сельских школ всегда, при всех властях были без туалетов. Когда я видел старшеклассников, которые через двор бегают в эти будочки, мне было стыдно. Сейчас я с гордостью могу заявить: во всех сельских школах есть теплые цивилизованные туалеты с централизованными всеми системами. В некоторых школах помещение туалета теперь - лучшее из зданий. Для селян, которые к такому непривычны оказались, семинар проводили - показывали, как пользоваться. После чего были неожиданные социальные последствия: родители стали дома пристраивать нормальные цивилизованные туалеты. Мы на это не рассчитывали, и это, можно сказать, наша гордость и влияние авторитета школы.

Не буду долго рассказывать про Интернет. Мы сейчас являемся обладателями самой большой в регионе информационной сети. В каждой школе есть Интернет с 100% покрытием вай-фай. Но мы получили проблему, наши бравые школьники тут же научились обходить пароли и полезли на те сайты, которые им видеть не надо бы. Все эти «Одноклассники», «ВКонтакте» и еще менее полезные. Были проверки надзорных органов, установка защитных фильтров - и мы сейчас попали в ситуацию, когда при наличии Интернета пользоваться им полноценно нельзя.

Мы очень активно работаем в проекте «Дневник.ру», мы лидеры в России. Мы переходим на электронный документооборот в ряде школ, но в целом ресурсы Интернета очень ограничены. Причем, убирать эти ограничения, согласно законодательству о защите детей, тоже нельзя. Здесь необходимо, видимо, разделять возможности доступа педагогов и детей, делать возможность взрослому при необходимости проверить содержимое того или иного сайта, куда хочет попасть ребенок, и выборочно разрешить посещение.

База знаний

- Новые технологии дали нам возможность создать учебное заведение совершенно нового типа. Оно официально зарегистрировано, в конце года открыто как государственное образовательное учреждение «Центр дистанционного образования». Сейчас провели переговоры с крупным российским образовательным центром, выходим на международные контакты, и я думаю, что к сентябрю, максимум - к январю желающие школьники получат возможность учиться полностью дистанционно по всем предметам.
Мы ранее отработали несколько лет по программе «Дети-инвалиды», и 200 с лишним человек у нас уже учатся дистанционно. Мы отработали технологию, транслируя уроки в те сельские школы, где не хватает педагогов. Причем не просто транслируя уроки, это и кино можно было бы показать, а обеспечивая нормальное общение, обратную связь с учителем. И теперь можем запустить эту систему.

Если ребенок по каким-то причинам хочет дополнительные знания получать, либо вообще не ходить в школу, либо часть предметов дистанционно получать - он будет иметь такую возможность. Никаких препятствий к этому нет. В том числе и юридических тоже. Причем это не будет набором ссылок на лекции каких-нибудь иностранных или наших университетов. Другая образовательная программа и другие задачи у нас. Это будет полный набор контента российской школы для дистанционного обучения, именно уроки в онлайн-режиме.

Еще одна большая и больная тема - это учебники. Закон об образовании нас просто обязывает обеспечить всех школьников учебниками бесплатно. В этом году мы этот вопрос закроем полностью. Фонды школьных библиотек пополнены 200 000 учебников на сумму свыше 59 миллионов рублей.

В том числе, закуплено 3,6 тысячи учебно-методических комплексов для первоклассников. В первую очередь покупали их, потому что начальная школа в стране перешла на новые стандарты образования. И 5-6 классы, потому что они экспериментальные, начинают переходить. В бюджете на 2014 и с перспективой на 2015 год запланировано дополнительно 179 миллионов рублей на комплектование школьных библиотек.

Никаких дилеров, все договоры только напрямую с издателями. Получается дешевле, а потому больше по количеству. Никаких старых программ, даже если это удобно учителю, только входящие в федеральный перечень разработки. Если какая-либо школа решила работать по особой методике, не входящей в перечень, они имеют на это право. Но бюджетные деньги на это тратиться не будут.

Параллельно мы внедряем программу электронного учебника. Не все в этой системе однозначно, но на двух районах мы проводим сейчас эксперимент.

А Баба-Яга против!

- Могу сказать, что не все реформы, предлагаемые министерством, находят в регионе положительный отклик. Один из таких очень спорных моментов - отмена на федеральном уровне золотых и серебряных медалей для отличников.

Я не понимаю, по каким причинам федеральное министерство эти медали отменило. Есть одно подозрение, но вслух я его не могу назвать. Золотые медали были в царской России, в советской и в постсоветской России. Почему-то отменили. Хотя сейчас сами уже начинают анализировать ситуацию и задумываться: а зачем они это сделали?

Мы не знаем, зачем. Но с губернатором обсуждали мы этот вопрос и он принял решение - мы введем свои медали, региональные. Ну, если есть ребенок, который 11 лет учился на отлично! Пусть у него льгот за это никаких не будет, но должен же он хоть внуку что-то показать через 50 лет?

Медали будут сохранять. Будут медали, будет и бал медалистов, от этого мы отказываться не собираемся. Сейчас соответствующее постановление готовится, и я предлагаю на полном серьезе: давайте прямо сейчас объявим конкурс среди населения по эскизам внешнего вида медалей. Присылать предложения можно через сайт министерства на нашу электронную почту. Мы потом поощрим победителей.

Профобразование

- Что касается профессионального образования, завершен у нас проект, длившийся три с половиной года. Кластеризация системы профобразования. На территории области сейчас нет ни одного ПТУ. Это была уже устаревшая система организации учебного процесса. Мы завершили реорганизацией, все профучилища влились в состав либо техникумов, либо колледжей.

Дальше будем выращивать центры многофункциональной профессиональной компетенции, где можно быстро подготовить и переподготовить по модульной методике специалистов разного профиля. Грубо: был ты плотником, стал невостребованным на рынке - прошел быстро обучение на мебельщика.

Мы выиграли небольшой, но важный для нас, первый за эти годы грант на систему профобразования. Начинаем создание таких центров и начинаем внедрять систему итоговой аттестации выпускника с участием непосредственно работодателя, для которого готовили конкретного специалиста. Это необходимо, чтобы не готовить людей впустую, без дальнейшей востребованности на рынке труда.

На сегодняшний день профобразование региона разбито на пять кластеров: сельское хозяйство, промышленность, сервис и туризм, информационно-коммуникационные технологии, строительство. В настоящее время по этим направлениям работают 12 профессиональных образовательных организаций и один вуз.

Евгений ПЕТРОВ
-
12.03.2014
Просмотров: 1032

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Архив номеров

Посмотреть свежий выпуск в архиве номеров:

ВДВ

 

Рек-Тайм

Информация
ООО "Пресс-Юг" © 1998-2024. Допускается использование материалов сайта (кроме ОБЪЯВЛЕНИЙ) с гиперссылкой на источник! ООО "Пресс-Юг" не несет ответственности за рекламу, размещенную на данном сайте
Карта сайта Сайт управляется системой uCoz