Готовность к чрезвычайным ситуациям - тема последних полутора недель в России. После трагических событий в Краснодарском крае паническое беспокойство за свою безопасность охватило всех жителей страны, а действия по спасению в ЧС стали предметом обсуждения на всех уровнях власти. Отсутствие или крайняя изношенность систем оповещения в критический момент могут привести к аналогичным наводнению в Крымске последствиям.
В Астраханской области обстановка с предупредительными действиями в случае возникновения опасности выглядит несколько лучше, чем во многих других регионах, однако оставляет желать лучшего. Еще одна головная боль местных властей - высокая пожароопасность, приходящая вместе с засушливым летним сезоном. Чтобы снизить уровень пожарной опасности, принимаются меры «в пожарном порядке».
«В последнее время участились пожары, в том числе горят бесхозные здания, строения, которые вовремя не снесены, - начал свое выступление на совещании, посвященном обсуждению пожарной безопасности в Астрахани и выработке экстренных мер, председатель регионального правительства области Константин Маркелов. - Известно, что в ряде случаев возгораний есть подозрение на поджог. Множество пожаров связано с несоблюдением элементарных правил пожарной безопасности, когда не убирается мусор, не приводятся в порядок придворовые территории, особенно в местах скопления ветхого аварийного жилья. Но это - тема не только самой Астрахани, но и других муниципальных образований региона. Поэтому требуется принять дополнительные меры, связанные с обеспечением пожарной безопасности».
По мнению начальника Главного управления МЧС России по Астраханской области Игоря Евстафьева, система предупреждения и профилактики пожаров выстроена спасателями довольно жестко с учетом особенностей всех времен года. В апреле проведено заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, где рассмотрели все риски, связанные с пожарами, в том числе - с лесными и ландшафтными, определились с объемами работ. Проведение ряда таких работ сотрудники МЧС проверили, например, опашку населенных пунктов. Как сообщил И. Евстафьев, специалисты службы спасения поработали над совершенствованием мест забора воды, оборудованием пирсов, формированием добровольной пожарной охраны, провели ремонт гидрантов.
Оценивая обстановку в области, начальник ГУ МЧС отметил, что наибольшую озабоченность в плане высокого риска возникновения пожаров вызывает сама Астрахань. «Если обратиться к причинам пожаров, то на сегодняшний день мы имеем более двух тысяч (!) выездов пожарных на камыш и мусор. В сутки выезжают до 50 раз. Например, 26 июня произошло 53 выезда пожарных, в том числе на возгорание мусора и камыша. Каждый выезд - минимум две машины. То есть более половины техники гарнизона работает на неспецифичных пожарах», - ошарашил статистикой участников заседания И. Евстафьев.
Конкретизация цифр примерами шокировала не меньше. «По поводу улицы Водников у меня лежит куча жалоб. Ситуация связана с тем, что штатная пожарная часть, которая прикрывает этот район, была задействована на тушении пожаров камыша. Соответственно, следующая пожарная часть обеспечивала тушение с некоторой задержкой. Такая минимальная задержка допускается, но люди обращают на это внимание», - рассказал начальник ГУ МЧС.
Что касается источников пожаров, то пожарных особенно беспокоят бесхозные строения. Только в первой декаде июля нежилые дома в Астрахани горели почти каждый день. Четыре раза подряд пожар тушили на ул. Софьи Перовской. По результатам обследования лаборатории МЧС установлены признаки поджога. В областном центре сегодня находится 89 бесхозных строений, угрожающих при пожаре переходом огня на жилые здания. Причем 22 из них уже сгорело. Что касается пожарного водоснабжения, то и этот вопрос остается нерешенным: почти четверть гидрантов в городе не работает, при этом существует 29 безводных участков, что не позволяет эффективно локализовывать пожары.
«В адрес администрации города мы направили 23 информации о необходимости сноса и складывающейся обстановке, предлагали провести заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям - именно городского уровня с привлечением туда специалистов регионального масштаба и председателя КЧС области, - прокомментировал складывающуюся обстановку глава регионального управления МЧС. - По нашим сообщениям в адрес мэрии были привлечены к административной ответственности 382 человека. Но если выезды на возгорание мусора и камыша превышают две тысячи, то 382 оштрафованных - не показатель».
Следующим слово взял вице-мэр Астрахани Алексей Шепелев, который изложил позицию администрации города в отношении сноса пустующего ветхого фонда. На территории Астрахани, по словам Шепелева, находится 150 брошенных полуразрушенных объектов. Проблема в том, что в большинстве этих объектов, признанных подлежащими сносу, есть права третьих лиц. В рамках действующего законодательства до момента погашения этих прав мэрия не имеет возможности сноса данных объектов. Ведется установление объектов выморочного и бесхозного имущества и подаются иски в суд на погашение прав бывших жильцов. Работа эта длительная. С начала этого года 4 крупных объекта освобождены от прав третьих лиц и сейчас готовятся к сносу.
«Хотелось бы согласиться с предложением создания комиссии и рассмотрения данных мероприятий в режиме ЧС. Если это позволит нам более эффективно и оперативно решать вопросы по сносу объектов, в которых люди не проживают или не пользуются ими, мы со стороны администрации готовы в кратчайшие сроки произвести снос. Вопрос только в том, что нужно иметь понимание, нарушаем или не нарушаем закрепленные законодательством права третьих лиц», - подытожил свое выступление вице-мэр.
«Хотелось бы сказать по поводу возгорания мусора, - неожиданно продолжил доклад подчиненного не заявленным в повестке заседания сообщением мэр Астрахани Михаил Столяров. - Мы боремся с этими несанкционированными свалками. Причина их возникновения в том, что иногда астраханцы попросту не заключают договоры на вывоз твердых бытовых отходов. Как результат - образование свалок, о которых мы знаем, но за всеми горожанами мы не в состоянии убрать. Штрафуем, ведем разъяснительные работы, но пока с этой задачей мы не справились». Глава города также рассказал об участившихся фактах выноса к мусорникам во дворах старой мебели, которая часто загорается от брошенного окурка, а огонь переносится дальше. Работа с ТСЖ, управляющими компаниями, уполномоченными проводится, но необходимой эффективности пока нет. «По пожарным гидрантам, по восстановлению, я провел совещание. Дал жесткое указание председателю городской КЧС Геннадию Диденко в ближайшие два месяца ликвидировать проблему», - заверил собравшихся мэр. Начать Константин Маркелов порекомендовал с самых опасных участков.
Выступление Михаила Столярова несколько повысило градус эмоциональности обсуждения, и противостоящие стороны порой перебивали друг друга вопросами, не давая договорить. Да и сами докладчики с сухого сообщения часто сбивались на эмоции. «На днях дал указание подготовить решение КЧС города сносить все сгоревшие полуразвалившиеся сооружения. Но это - нарушение! Если мы не начнем жестко работать… - предупредил глава города и добавил: - Нужна помощь! Конечно, в нашей работе есть ошибки, но мы стараемся их сразу ликвидировать. Чтобы их избежать, нужна поддержка».
По статистике регионального УВД, фактов поджогов зарегистрировано меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За первое полугодие 2012 года зарегистрировано 27 фактов, за первые шесть месяцев 2011 - 38. Из общего количества подобных дел раскрыто всего 7 фактов (цифры раскрываемости схожи со средними по России). По пяти случаям дела направлены в суд. Работа сотрудников правоохранительных органов ведется по двум направлениям. Первое - профилактическое: разъяснительные беседы с неблагополучными жителями. Кроме того, совместно с электронными СМИ подготовлены информационные ролики, которые, как рассчитывает местная полиция, позволят наладить систему обратной связи и получать сообщения от населения на «телефон доверия». Второе направление - работа по криминальным пожарам. Действовать полиция начнет только после получения подтверждения от экспертов МЧС факта поджога. Что касается ветхого фонда, то дежурным группам ППС вменено в обязанности с особым тщанием ежедневно обследовать эти районы.
В нескольких фразах описал фронт работ своего ведомства начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Астраханской области Александр Панкевич. По его данным, в регионе действует межведомственная рабочая группа по соблюдению прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье. Заседание группы проводилось в июне, где руководством прокуратуры области дано поручение прокуратуре города со сроком исполнения до 1 августа разобраться со всеми не снесенными мэрией домами. В том числе, руководителю городской прокуратуры велено дать уголовно-правовую оценку бездействии муниципальной власти по сносу домов, особенно там, где пожары пустующих построек нанесли ущерб жителям соседних зданий. А на днях прокурором области поручено провести проверку соблюдения законодательства в плане производства и потребления отходов на территории города.
«У меня возникло несколько вопросов по докладу администрации города. Вы сказали, что на территории города 150 брошенных домов, и основная проблема для администрации - права третьих лиц. Можете ли вы назвать конкретную цифру, в каком количестве домов из этих 150 зарегистрированы права третьих лиц?» - наступательным тоном начал расспросы представитель прокуратуры, обратившись к руководству Астрахани.
Ответил вице-мэр Алексей Шепелев. По его информации, 126 объектов обременено правами третьих лиц. Далее диалог больше походил на разговор строгого экзаменатора с нерадивым учеником. В роли экзаменатора - Александр Панкевич, роль ученика досталась вице-мэру. Разговор перерос в спор, продолжавшийся несколько минут и прерванный председателем областного правительства.
«Проблема понятна. Нужно провести проверку, где необходима помощь - оказать ее, - подвел черту Константин Маркелов и огласил список дополнительных мер по предотвращению пожаров. - Первое - это касается глав всех муниципальных образований области, не только города - провести анализ принимаемых мер противопожарной безопасности, в том числе по ликвидации свалок.
Отдельно мэрии Астрахани: в кратчайшие сроки провести заседание КЧС, на которое пригласить представителей всех профильных служб области и председателя КЧС при правительстве Астраханской области. Создать рабочую группу по приведению территории города в надлежащее противопожарное состояние. Составить план и определить сроки его выполнения. Копию плана предоставить в региональную КЧС. Принять незамедлительные меры по сносу ветхого фонда, создающего реальную угрозу соседним объектам и жилым домам. Активизировать работу административных комиссий, деятельность которых направить на пресечение нарушений требований пожарной безопасности в жилом фонде».
Перечисление всех обязательных мероприятий заняло довольно продолжительное время. В их списке: своевременный выкос камыша и сухой растительности; проработка вопроса по водоснабжению безводных участков; контроль ремонта неисправного пожарного оборудования; выделение в соответствии с законодательством денежных средств на установление централизованной системы оповещения; проведение проверки в Астрахани на предмет выполнения комплекса мер по противопожарной безопасности, результаты которой направить в прокуратуру региона.
Один из пунктов резолюции заседания - исправность системы оповещения - стал темой отдельного брифинга. О том, в каком состоянии предупредительная сигнализация, как действует сама система, рассказал в минувшую пятницу журналистам начальник Главного управления МЧС России по Астраханской области Игорь Евстафьев. «Система оповещения состоит из нескольких элементов, от технических средств до линий связи и подразделений управления. Основу составляют сирены, которых на территории области 199. Они не новые, но технически исправны, и в рамках целевой программы выделяются средства для их модернизации. На этот год 4,5 миллиона рублей выделено, - рассказал Евстафьев. - Сирены пока не охватывают полностью весь областной центр, гарантированно - только 90-95% территории. Но мы предусматриваем использование машин с громкоговорящей связью, они есть у МВД и у нас в МЧС, любой текст можно озвучить своевременно. Мы после Москвы, возможно, единственный регион, который перекрывает всю территорию области машинами пожарной охраны, а все они оснащены громкоговорящей связью и могут быть задействованы». Кроме того, на предприятиях Газпрома есть 55 сирен в 25 населенных пунктах санитарно-защитной зоны, система из 20 сирен и 5 мобильных комплексов оповещения есть непосредственно на территории газоперерабатывающего комплекса. Плюс к этому есть еще ряд промышленных предприятий с потенциально опасным производством, которые имеют свои локальные системы оповещения, еще порядка 65 сирен.
Все это также может использоваться для оповещения населения при чрезвычайных ситуациях, по утвержденной системе сигналов и команд они могут быть приведены в действие.
При сигнале сирены необходимо включить телевизор, радиоприемник и прослушать информационный блок по конкретным действиям в виде дикторского текста или бегущей строки. Все тексты разработаны заблаговременно по всем видам ЧС, которые могут произойти на территории области. В штатном режиме дикторы по сигналу могут пакеты вскрыть и зачитать текст.
Также жители могут получить информацию из системы ОКСИОН - это широкоформатные экраны на улицах. В торговых комплексах установлено восемь панорамных экранов, 12 устройств с бегущей строкой. Все это завязано в единую систему, которая из штаба формирует любой необходимый текст оповещения в течение 10-15 минут на любую систему вещания. С учетом того, что телерадиовещание в регионе переводят в цифровой формат, по информации Игоря Евстафьева, программа модернизации системы оповещения немного затормаживается, но этот вопрос все равно решается. «Естественно, вся эта система хорошо работает днем; ночью, когда люди спят, доведение сигналов и команд затруднено. Поэтому мы применяем и систему СМС-рассылки, это мы впервые внедрили в Южном Федеральном округе такую систему оповещения в 2005 году. Все крупные операторы связи региона участвуют в этой программе. Но и эта система может давать сбои при крупных происшествиях. Как в праздничные дни: поднимается шквал звонков, нагрузка на систему многократно возрастает, потеря времени становится колоссальна, до получения СМС может пройти несколько часов», - предупредил начальник ГУ МЧС региона.
На эти случаи предусмотрены различные варианты дублирования. Отработан даже вариант с отключением электроэнергии, когда часть системы оповещения, которая не имеет автономного питания, не сработает. Тогда будут использованы звонницы церквей и минареты мечетей.
«Более проблемный вопрос - это работа на местах соответствующих органов власти. Эффективность оповещения зависит от глав местного самоуправления, которые должны понимать и уметь использовать на территории своего населенного пункта. Что, как мне кажется, не получилось на территории Краснодарского края. Мы будем обучать, проводить тренировки на конкретных территориях о способах и методах доведения информации до населения, до каждого жителя. Чтобы главы умели принимать конкретные решения по сообщению от наших дежурных о тех или иных угрозах. То ли это эвакуация, то ли подготовка транспорта, то ли привлечение первоочередных служб к аварийно-спасательным работам», - сообщил Игорь Евстафьев.
Марина ИВАНОВА
-
Хотите удивить своего друга или коллегу на праздник или в День рождения? Выбирайте оригинальные подарки - выбор необычных и искренних подарков для ЛЮБОГО человека!
|