Изречение, приписываемое Гоголю… В русском фольклоре дураки и дороги взаимосвязаны, например: «Дураку семь верст - не крюк»; «Дурная голова ногам покоя не дает». А есть еще - выстраданное народным опытом - шутливое «правило трех Д»: Дай Дорогу Дураку! (ведь не знаешь, что от него ожидать!). До сих пор знатоки-филологи спорят, кто же из классиков - Гоголь или Пушкин - сказал, что в России две беды: дураки и дороги. В конце концов не столь важно - кто сказал, важно то, что ничего не изменилось!
Набившая оскомину шутка о двух бедах России в последнее время уже не воспринимается как шутка. Не только автомобилисты-любители, водители общественного транспорта или простые шоферы могут сказать много нелестных слов о качестве дорог в стране, но даже пешеходы стали обращать на это внимание. Что же дальше? Появятся ли когда-нибудь в стране хорошие дороги, и почему в России плохие дороги?
Объективные причины
Из-за чего в нашей стране такое странное дорожное покрытие: с трещинами, заплатками, ямами и выпуклостями, полное неожиданностей в непогоду? Частично ответ на этот вопрос лежит в области физической географии страны.
1. Существуют так называемые природные причины того, почему в России плохие дороги. Климат страны имеет четкое разделение на теплый и холодный сезоны, что влечет за собой высокий среднегодовой перепад температуры. А это, несомненно, сказывается на качестве покрытия - оно проседает, трескается, иногда плавится и т. д.
2. Большая часть грунта на территории России полностью или частично состоит из глины, которая хорошо впитывает и плохо отдает влагу. Влага распределяется по пустотам в грунте и зимой замерзает. Из-за этого асфальт как бы начинает «распирать» изнутри, и он трескается. Весной этот «подземный лед» тает, и дорожное полотно становится настолько рыхлым, что проделать в нем яму можно колесом обычной легковушки.
Это то, что изменить практически невозможно. Однако наука не стоит на месте, и технический прогресс предлагает варианты решения подобных проблем. Но до дела, к сожалению, почти никогда не доходит.
Человеческий фактор
Есть и еще одна причина, почему в России плохие дороги. Точнее, не одна, ведь чиновников, недобросовестных подрядчиков, прорабов и многих других, кому средства, выделяемые государством на ремонт и строительство дорог, не дают покоя, немало.
Да и способов того, как получить свой кусок бюджетного пирога, великое множество. Например:
1. Подрядчик составляет смету, где указывает стоимость качественных материалов, а на деле в ход идут более дешевые. В итоге «откат» может составлять 70-80%.
2. Даже если и были использованы дорогостоящие материалы, то их реальное количество может сильно разниться с тем, что написано на бумаге. К примеру, толщину любого слоя покрытия можно уменьшить на несколько сантиметров, тем самым «сэкономив» для себя средства.
3. Иногда бывает, что по документам дорогу ремонтирует или строит подставная фирма с высокими расценками, а на деле все выполняется нанятыми из ближнего зарубежья неквалифицированными рабочими.
Несомненно, есть еще не один способ «откусить» от дорожного бюджета. И каждый, кто хочет это сделать, обязательно придумает свой хитроумный план.
О бесконечных проблемах с дорогами в России сказано предостаточно. Среди главных виновных, впрочем, вовсе не дураки, а дорожно-ремонтные службы, которым невыгодно строить качественные дороги, а гораздо удобнее получать все новые и новые тендеры и средства на их ремонт. В итоге миллиарды долларов растрачиваются без видимого результата.
Как можно исправить эту невеселую ситуацию с плохими дорогами в России? Можно ли бороться с коррупцией и противостоять природным факторам? Наверное, да. Только как именно это сделать, никто еще ответа не нашел.
P.S. В ст. 6 Закона РФ «О дорожных фондах Российской Федерации» говорится, что все автовладельцы обязаны уплачивать налог в качестве владельцев транспортных средств. Эти средства должны расходоваться на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог. Поэтому у нас есть не только обязанности платить налоги, но и право требовать за свои деньги нормального состояния дорог.
Вы можете не дожидаться, когда оставите колесо в яме или в открытом колодце. Составляйте акт, подписывайте его у ваших коллег по дороге, и не позднее трех месяцев со дня подписания направляйте в суд жалобу с приложенным к ней актом на имя главы города или области.
Удачи на дорогах!
По материалам из открытых источников
|