Избранная нашим государством в последние несколько лет цель - переложить основные заботы и нервотрепки по части ЖКХ с поставщиков коммунальных услуг на самих владельцев недвижимости - получила очередное продолжение. После того как население смирилось с введением общедомовых счетчиков и, как следствие, обязанностью жильцов самостоятельно следить за своевременным поступлением платежей от всех соседей, в реформе делается следующий шаг. В самое ближайшее время (буквально - в течение нескольких месяцев) законотворцы рассмотрят очередной документ из этой серии. И если закон будет принят, чего вероятнее всего и следует ожидать, то уже в следующем году в наших «квартплатных» счетах появится еще одна графа. За капитальный ремонт многоквартирных домов жильцы теперь будут расплачиваться сами.
Кому не все равно?
Но начать хотелось бы с другого, тоже весьма интересного факта. Всероссийский центр изучения общественного мнения по заказу государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - провел социологическое исследование. Ученые попытались выяснить отношение граждан к важнейшим аспектам реформы ЖКХ, заинтересованность и активность населения в эффективном управлении своим домашним хозяйством, в конце концов - вообще в наличии каких-либо знаний по этой теме. Результаты оказались весьма поучительными.
Так, по данным социологов, результаты опроса показывают крайне низкий уровень участия населения в основных направлениях реформы ЖКХ, в формировании института ответственного собственника жилья. В частности, только 6% опрошенных участвовали в создании в своем доме ТСЖ, еще 6% - участвуют в выборе управляющей организации по обслуживанию своего дома. И лишь 3% впоследствии контролируют деятельность этой управляющей компании. После этого что же говорить о растущих непонятно по каким причинам тарифах, о некачественном выполнении работ, в конце концов - о многочисленных махинациях? Собственная пассивность населения - это лучший залог успеха всех, кто желает «навариться» на коммуналке.
Далее, как сообщает Фонд содействия реформированию ЖКХ, россияне по-прежнему недооценивают возможность экономии на оплате жилищно-коммунальных услуг. В первую очередь, за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования в быту. Например, доля опрошенных, использующих самые простые методы, такие как энергосберегающие лампы и приборы, составляет всего 37%. Доля граждан, установивших приборы учета потребления воды, - 36%.
При этом наибольший интерес у населения по-прежнему вызывает тема снижения оплаты за жилищно-коммунальные услуги: о том, как экономить, хотят узнать 56%. Всего 22% респондентов при этом хотели бы узнать, как контролировать деятельность управляющей компании, то есть понимать, за что они платят. Другими словами, почти половине наших сограждан тема не интересна вовсе, а остальным больше хочется знать, как в принципе меньше платить, чем - что нужно сделать на практике для уменьшения счетов.
Ну и, возвращаясь к ближайшим перспективам введения сборов на капремонт. Результаты опроса показывают, что в обществе сохраняется прежняя паритетная тенденция в вопросе готовности населения самостоятельно оплачивать капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. То есть доля россиян, которые считают, что именно государство должно оплачивать расходы по капитальному ремонту, составляет 52%. При этом 34% респондентов считает, что собственники должны это делать при участии государства. Доля опрошенных, которые считают, что это прямая обязанность собственников, за последнее время выросла с 6% в июне до 8% в сентябре 2013 года.
Почему мы должны платить?
Новшества «капиталистического» законодательства в сфере ЖКХ уже дают свои первые плоды. Поставщики услуг перебросили со своих плеч войну с ворами и неплательщиками на плечи рядовых граждан и управляющих компаний. И теперь занимаются разработкой куда более интересных им баталий по выбиванию долгов уже не с алкоголиков (у которых нечего описать даже через суд) и не с жадных нуворишей (адвокаты которых могут поставить на место любого истца), а с их куда более беззащитных соседей.
Сообщения о том, что жильцы вынуждены идти в атаку на все инстанции, чтобы выяснить происхождение новых сумм в счетах, поступают со всей страны. И Астрахань - не исключение. Поэтому первый вопрос, который мы задали самым главным специалистам по ЖКХ в нашей области, был именно таким: почему с людей требуют то по три лишних рубля, то сразу по 600, то за полив, то за освещение подъездов? Кто и как рассчитывает это странные суммы?
Объяснил ситуацию министр ЖКХ Виктор Яковлев.
«Это происходит в основном по линии энергетики. И происходит из-за проблемы неплательщиков, из-за так называемой проблемы баланса дома. Когда на дом установлен головной прибор учета.
Условно говоря, давайте допустим, что в доме четыре квартиры. И весь дом потребил 100 киловатт, в среднем по 25 киловатт. По показателям индивидуальных счетчиков вы заплатили свою долю, сосед ваш заплатил - а двое других, в соседнем подъезде, на свои счетчики поставили магниты. Или в обход счетчика провода провели. В общем, украли часть электричества. И получается, что они заплатили только за 10 киловатт. Поставщики эту разницу, с каждого из них по 15, собрали и разделили на всех жильцов, как потраченное всем домом. То есть, возложили на тех же, кто и платил.
Потому люди и получают эти счета, потому и возмущаются. Получается, что сбытовая компания навешивает на людей проблемы неплательщиков. И поступают, вроде бы, по закону: дом же потребил эту энергию, головной счетчик это зафиксировал. Деньги они за это с дома должны взять. А люди здесь при чем? И мы вызываем их к себе в министерство, предлагаем так не делать, но у них свой интерес, они по закону имеют на это право. Вот мы до сих пор, сколько действуют уже общедомовые счетчики, пытаемся найти выход. Сейчас готовим даже предложения по изменению федерального законодательства.
Мы хотим, чтобы этот вопрос решался все-таки по нормативам. Есть индивидуальный прибор плюс норматив, больше с собственника не требовать. А то, что остается балансом, должна принимать решение управляющая компания. С каждым собственником провести работу, собрать собрание, отыскать причину растраты, найти того, кто вообще не платит… Или она заставит платить, или будет деньги брать со своих статей за обслуживание жилья.
Кроме того, у нас по закону запрещено отключать неплательщиков от коммуникаций. Некоторые приборы наши позволяют, как деньги закончились на счете или магнит если поставил - хлоп, и все, перекрыли ему. Но нельзя, по правилам - мы должны подождать месяц, потом предупредить, потом подать в суд, и только потом отключать. А с неплательщиками нужна схема, когда будет сразу отключаться. Как в советское время: не заплатил - приехали и отрезали тебе провод или трубу, сиди без воды».
Ответ министра понятен, но он не объясняет главного: а почему, собственно, мы должны платить за неплательщиков? Если они украли коммунальный ресурс, пусть с них поставщики и взыскивают нанесенный ущерб. Ведь, покупая хлеб в магазине, мы не оплачиваем еще и ту буханку, которую перед нами украл неизвестный пройдоха?
Свое видение этой ситуации описала другой министр - представитель губернатора в областной Думе Виктория Гурьянова.
«Еще раз давайте отметим: мы говорим про дома многоквартирные. В которых имеется общее имущество. Если вы хотите платить индивидуально - стройте себе коттедж и имейте частную собственность. У вас есть такой выбор. Здесь же собственность общедомовая, и по закону ответственность вся делится пропорционально, по квадратным метрам. Это - утвержденная законом долевая ответственность.
Многоквартирный дом - это тот же улей, в котором мы должны друг на друга обращать внимание, чтобы он был крепким. Знать соседей, оглядываться на себя… Иначе мы кричим на поставщиков, но молчим, что сосед ворует или не платит. А при новых законах мы должны прийти к той системе, которая существует во всех цивилизованных странах. Мы должны сами заботиться о том, чтобы не было воровства, сами пресекать или уведомлять о таких фактах, сами первыми инициировать суд над неплательщиками».
На наш взгляд, это объяснение - более чем спорное. Однако оно уже является нашей реальностью, нормой действующего закона. И деться от него некуда, разве что - продавать квартиру и действительно строить частный дом.
На ближайшую перспективу
Следующее испытание астраханцев ждет, по словам министров, уже с нового года. Сейчас стадию защиты проходит закон «Об отдельных вопросах капитального ремонта жилого фонда Астраханской области». 29 августа он прошел первое чтение, в октябре будет его второе чтение, и в этом году депутаты должны его принять окончательно.
Новшество закона в том, что теперь каждый собственник жилья будет ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома, в котором он живет. Раньше эти деньги давала федерация, добавляла область, муниципалитет и только 5% бралось от суммы с собственников жилья. В этом году доля уже 15%, на следующий год фонд формироваться будет вообще совершенно другим способом.
Размер взноса на капремонт по Астраханской области еще не рассчитан. Поскольку и закон еще не принят. Правительство должно будет расчеты произвести для каждого муниципалитета в отдельности в декабре. Приблизительно чиновники его представляют, поскольку он уже рассчитывается, но сейчас говорить о сумме считают некорректным - поскольку закон и тариф не утверждены. Сумма может в любую сторону измениться к концу года.
Как пояснила Гурьянова, теоретически размер ежемесячного взноса на капремонт в каждом доме должен быть дифференцированным. Это большая проблема, экономическая и административная, поскольку у каждого муниципалитета, у каждого жилья своя специфика. «Мы сейчас подходим к тому, чтобы сделать этот размер единым для всех. Это и просьба общественности, и просьба депутатов, рассматривавших законопроект. Мы не уверены в возможности - не пойдет ли это вразрез с федеральным законодательством, но таково наше предложение. Мы будем уговаривать контролирующие органы, что так правильно, так нужно, так удобно.
В полной мере порядок проведения капремонта в многоквартирных домах определяет Жилищный кодекс РФ. Это надо понимать, потому что у нас даже председатели ТСЖ часто начинают выдвигать предложения и требования, даже в присутствии губернатора, под которые нужно переписывать федеральный закон. А там есть раздел девятый, который описывает все буквально процедуры и порядок проведения ремонта.
Наш закон описывает именно формирование фонда на капитальный ремонт здания, само вот это подобие кассы взаимопомощи, в котором накапливаются средства и откуда в нужный момент можно взять необходимую сумму на полный или частичный ремонт. Собственники жилья сами формируют этот фонд, плюс предусматривается возможность кредитования и субсидирования.
Достаточно много удобных вариантов возникает. Поскольку у каждого дома на специальном счете накапливается ежемесячно определенная сумма, банки под эту сумму будущих (именно будущих!) платежей совершенно спокойно могут дать кредит. Если собственники на собрании принимают решение, что хотят отремонтировать крышу или фасад уже сейчас, сразу, то берется кредит, помогает бюджет, а погашение происходит за счет последующих платежей. И дом быстро ремонтируется. Единственное условие - собственники проявляют активность и принимают такое решение сами.
Сразу нужно отметить: у каждого дома будет собственный счет. Ни при каких условиях чужие деньги никто не сможет взять и перенаправить на ремонт другого дома. И ни на какие другие нужды, кроме как на ремонт дома. Даже по судебным взысканиям на эти средства не может быть наложен арест.
Собственники не могут своим решением сделать взнос ниже назначенного, однако могут, если считают необходимым собрать большую сумму, увеличить взнос. Быстрее накопить или выполнить больший объем работ. Это - на их усмотрение».
Евгений ПЕТРОВ
Выбираете прочные, но доступные по цене, фасадные панели? Рекомендуем посетить портал http://stenolit.ru, где Вы сможете ознакомиться с характеристиками продукции «СТЕНОЛИТ»! Ведь эта модель фасадных панелей не только улучшает внешний вид строения, но и эффективно выполняет свою защитную функцию.
|