Одно из событий минувшей недели просто требует, чтобы сегодня мы вернулись к той теме, которую подняли в прошлом номере газеты - к теме цен на продукты питания. А конкретно - цен на куриные яйца, внезапный и необъяснимый рост на которые вызвал настолько серьезное недовольство населения, что ситуацией озаботилась не только антимонопольная служба нескольких регионов страны, но и областные правительства. В Астрахани это выразилось в экстренном совещании при губернаторе, на которое были приглашены не только профильные министры, но и руководители ведущих городских торговых сетей, специализирующихся на продуктах питания. Выводы, сделанные главой региона, а главное - озвученные им потенциальные способы решения проблемы, по-настоящему впечатляют. Впрочем, обо всем по порядку.
Основным докладчиком на заседании выступил заместитель министра экономического развития Астраханской области Леонид Кучерук. Для начала он дополнил уже известные журналистские обзоры официальной версией тех событий, которые привели к сегодняшней ситуации на продуктовом рынке. Он подтвердил, что интенсивный рост розничных цен на куриное яйцо наблюдается в Астраханской области с конца лета 2013 года. Причем рост, резко опережающий показатели аналогичного периода прошлого года.
Рост отмечен по всей структуре ценообразования: отпускные цены производителей поднялись почти в два раза (плюс-минус в зависимости от категории), в опте - на 116%, в рознице - на 125%, на рынках Астрахани и области - на 126,7%. Однако по уровню цен наш регион занимает сейчас среднюю седьмую позицию из 13 близлежащих областей и республик, где министерство запросило информацию. Повсеместно только за октябрь стоимость яйца выросла от 20 до 50%. То есть, мы сейчас «как все», хотя радости от этого никакой.
Как ранее уже оценивала ситуацию антимонопольная служба, министерство также не видит объективных причин для такого резкого скачка цен. Правда, вывод делает иной, обвиняя не производителей и продавцов в сговоре, а самих неразумных покупателей: «Мы считаем, что рост цен является следствием ажиотажного внимания СМИ к теме того, что зимой будут продукты дорожать. Формируется мнение, что нужно закупать все впрок. Это напоминает ситуацию 2010 года с гречкой», - заявил докладчик.
Весьма смелое, отметим, утверждение насчет такого скоропортящегося продукта, как яйца. Хотя в пределах общей логики коммерции: повысился спрос - бизнес стремится выбить из этого барыши. При том, что дефицита в регионе не наблюдается: за год производится 257 миллионов яиц, объем потребления - всего 223 миллиона. Есть экспорт в соседние регионы и в Казахстан порядка 101 миллиона штук, но есть и завоз из других регионов к нам в объеме 67,2 миллиона штук. Рынок живет своей жизнью.
Теперь что касается оправданий от различных секторов этого рынка относительно внезапных «накруток» на цену яиц. По информации птицефабрик, основной причиной роста цены является повышение цен на целый ряд составляющих: корма подорожали на 10-20%, электроэнергия - на 10%, газ - на 32%, дороже стала химия и ветеринарные препараты… Также сказалось и отсутствие в этом году государственного субсидирования (все крупные астраханские птицефабрики являются госпредприятиями).
Вторая причина, озвученная чиновником, - это снижение спроса в летний период и затоваривание складов. За счет чего отпуск продукции осуществлялся на 20-30% ниже себестоимости. Теперь же ростом цены производители перекрывают убытки, понесенные в летний период. Здесь с докладчиком опять же можно поспорить: в конце концов, рацион потребителей в летний период может меняться по части фруктов и овощей, а если семья привыкла по утрам кушать омлет - она делает это круглый год без особых перемен. Да и промышленность, использующая яйца в своей технологии, работает вне зависимости от сезона. Другое дело, что на летней жаре яйца гораздо быстрее портятся, однако на это поставщики как раз и не жалуются.
Как бы то ни было, по данным министерства, ни одна птицефабрика в регионе с начала года не сработала рентабельно. Убыток «Степной» составил 9,8 миллиона рублей, «Бэровской» - 4,1 миллиона, «Владимировской» - 11 миллионов. По последним данным, все местные птицефабрики отпускают яйца в среднем по 44 рубля (дороже или дешевле, опять же, в зависимости от размера яйца). И за последние две недели не поднимали цену.
Наконец, проанализировало министерство и розничные цены. Разумеется, не все, а преимущественно наценки супермаркетов, гипермаркетов и крупных сетевых магазинов. Здесь чиновники увидели существенную разницу. Например, по сведениям министерства, гипермаркет «О’КЕЙ» продает в розницу яйца по 61,40 - это 13,9% наценка. Торговый центр «Лента» продает завозные яйца из Краснодарского края и из Уфы по 41 рублю, наценка 6-8%. «Метро Кэш Энд Кэрри» продает, наоборот, яйца только местной Харабалинской птицефабрики по 65 рублей, показывая 15% наценку. Супермаркет «Даир» реализует продукцию того же производителя по 57 рублей, с наценкой 4,5%. Сеть магазинов «Городок» и «Погребок» - 49 и 55 рублей, 3-4% наценка. «Михайловский торговый дом» за харабалинские яйца просит по 62 рубля за десяток, 18% наценка. «Магнит» яйца ввозимые продает по цене от 36 до 48 рублей, но у них это акция - обычно наценка составляет 5-11%.
Здесь впору хвататься то ли за калькулятор, то ли за голову. Потому что даже с учетом разлета цен на разные категории яиц можно сойти с ума, высчитывая, как в 62 рубля одного магазина входит наценка 18%, а в 65 рублей другого - всего 15%, а в 57 рублей третьего - 4,5%, и все торгуют продукцией одной птицефабрики.
Представители торговых сетей попытались пояснить свою позицию. Так, руководитель астраханского «Магнита» пояснил, что их магазины сами вообще не занимаются напрямую закупками и даже не знают исходных цен, а видят только отпускные, когда товар привозят на реализацию. «У нас есть централизованный департамент, он регулирует процесс. Повышение цены происходит аналогично повышению цены закупочной. Но у нас есть группа социальных товаров, которые мы можем «держать» за счет наценок других товаров. По яйцам у нас сейчас отрицательная наценка: мы покупаем яйца за 53 рубля, а продаем в рамках акции за 36,90 и продаем за 48,80 те яйца, которые покупаем за 54,15. Мы закупаем в Волгоградской области, с астраханскими производителями не работаем», - рассказал руководитель компании.
Представитель сети «О’КЕЙ» отметил еще один фактор, который сказывается на итоговой цене прилавка. «Мы закупаем яйца по 142 рубля за сетку на три десятка. Хотим отметить, что Харабалинская птицефабрика работает без НДС, и компания вынуждена закладывать более высокую наценку, чтобы вернуть эти деньги. Получается, что для нас реальная цена составляет 156 рублей».
Ну, а сотрудники «Метро» отметили, что их реальные цены (которыми пользуются предъявители скидочных карт) существенно ниже озвученных в докладе. «Средняя наценка у нас 10%, с учетом клиентских скидок, то есть 59-60 рублей. Наши закупщики говорят, что в Астраханской области цена приемлемая, потому что в том же Ростове она до 70-75 рублей доходит. В то же время, нам уже стало известно, что по Волге птицефабрики уже снизили цену на 15-20%. В Астраханской области этого пока не происходит».
Завязавшийся было спор на тему «Где же здесь 10% надбавка, если вы покупаете по 45 и продаете по 65?» прервал председательствующий - судя по тону и плохо скрываемым эмоциям, он тоже пришел к выводу, что как минимум одна из сторон «парит мозги» собравшимся. Однако придираться к нестыковкам в цифрах губернатор не стал, а сразу раздал всем сестрам по серьгам.
«В целом ситуация сегодня напряженная. Учитывая, что еще и цена на молоко пошла вверх, это вызывает раздражение населения. Разлет цены от 48 до 65 рублей непонятный, даже с точки зрения конкуренции. Плюс 2-3 рубля на яйцо объяснить невозможно. Вы же профессионалы, сами понимаете, что если цена на таком уровне встанет, люди «скукожатся» - не будут они брать по таким ценам. Начнет действовать подпольный рынок, будут вытаскивать все, что есть в селах. И позиция ваша будет провальной для бизнеса.
Да, я вижу колебания цены. Некоторые из вас проводят акции со скидками - но это акции. А нужна стабилизация. Поэтому давайте определим меры, которые позволили бы снизить цену без применения каких-либо государственных жестких мер. Не то, что я хочу на вас давить, но так скакнуть и при этом ждать еще и в зиму повышения цены - это никуда не укладывается. Это ненужные, грубые и неуклюжие действия на рынке.
Теперь птицефабрики. Согласно справке, на вчерашний день отпускные цены, в зависимости от категории, составляли 43-45-47 рублей. У всех. Сговор налицо, причем совесть потеряли - цена даже не колеблется, все написали одинаково. Хоть один бы написал 43,50 или 44,20 для маскировки. Это поручение для антимонопольной службы. Несмотря на то, что они (птицефабрики) - государственные.
Поэтому заключение такое. Цена на яйца должна прийти в соответствие экономической ситуации. И никаких резких скачков. У нас излишки 25 миллионов штук, это дает возможность даже снижать цену. О возможности снижения цены на 15-20% от фабрик прошу через час доложить. И вся розница скорректирует наценку ниже 10%».
Естественно, такое требование первого лица региона энтузиазма на лицах собравшихся не вызвало. Возмущаться открыто никто не рискнул: в конце концов, понимание всей серьезности и взрывоопасности ситуации есть, и всем в этом регионе еще предстоит работать. Однако без слов было понятно, что выдвинутым предложением ни производители, ни продавцы довольны не будут.
И тогда Жилкин «добил» присутствующих перспективой, которую может реализовать правительство в случае неподчинения: «Если я не увижу, что цена будет падать в ваших сетях, со следующей недели, если не будет динамики, мы будем действовать по отношению к вам согласно законодательству. Я сейчас хочу просто договориться по-партнерски, учитывая важность вашего бизнеса, но есть и достаточное количество других рычагов. Вплоть до того, что мы обрушим просто цену. За счет того, что все яйца с наших птицефабрик возьмем под контроль и продадим по 10 рублей».
Думается, после таких заявлений реальное снижение цены мы можем увидеть уже в ближайшие два-три дня. Потому что воплощения угрозы не хотелось бы видеть никому: это будет означать как убытки из-за неликвида для торговых сетей, так и крах всех надежд выйти хотя бы на нулевую рентабельность у местных птицефабрик. Не говоря уже о нагрузке на бюджет региона, которая может свалиться в случае принудительного установления неоправданно низкой цены.
Впрочем, кое-кто был бы совершенно не против «крайнего» варианта развития событий. Как минимум рядовые жители региона не отказались бы покупать свежие яйца всего по рублю за штуку.
Евгений ПЕТРОВ
Не доверяете сервису обычной почты? Рекомендуем курьерскую службу доставки «Фокс-Экспресс» - http://fox-express.ru! Ведь она осуществляет доставку не только по Москве и области, а еще в более чем четыре тысячи населенных пункта России. А многоуровневая система безопасности сохранит Вашу посылку!
|