Жители Харабалинского района во второй раз стали свидетелями и участниками магического обряда у ритуального костра под звуки бубна. Бескрайние астраханские степи привлекают не только археологов и акул киноиндустрии. Мощную положительную энергетику в районе Селитренного городища почувствовал «белый» шаман Еше Богдо. Для камлания - так называется ритуал общения с духами и богами в шаманизме - принесен в жертву купленный на соседней ферме баран...
Первый вопрос, который волновал меня, - как становятся шаманами? Вряд ли даже потомственные представители этой категории людей с рождения знают о своем предназначении и детским игрушкам предпочитают бубен... Еше Богдо рассказал, что в отличие от обычных священников, которые готовятся к служению заранее, к будущим шаманам приходит «шаманская болезнь». Человек начинает беспричинно испытывать сильные боли. И чем дольше он сопротивляется, отказываясь становиться шаманом, тем сильнее болеет. «Излечиться» можно, только пройдя шаманский обряд посвящения.
«Во сне мне являлись боги и духи и под страхом смерти велели делать обряд. Я сначала поехал к хакасским, затем бурятским шаманам, они подтвердили, что я потомственный шаман и должен пройти посвящение. Тогда я отправился к эвенкам для его проведения», - вспоминает Еше Богдо. Так он стал «белым» шаманом и обряды проводит только днем, когда есть солнце.
Обряд камлания долгий, проводится в соответствии со всеми древними традициями, которые существовали еще в Каменном веке. Ученые отмечают, что именно эта древняя религия сохранилась в чистом виде только у сибирских шаманов в России. Так как земли Сарай-Бату имеют богатую историю, и, по некоторым источникам, сам Чингисхан исповедовал тенгрианство, то и ритуал соответствующий.
Чтобы все прошло удачно, сначала надо «покормить» бубен - Еше Богдо брызгает на инструмент молоко и водку. Ведь именно бубен помогает шаману настроить и удержать связь с богами. Конечно, не всякий бубен подойдет для проведения обрядов. Тот, что в руках у Еше Богдо, подарен шаманами из Якутии.
«Бубен - это Вселенная, - условно разделив поверхность бубна на три части, показывает на инструмент «белый» шаман. - Здесь идет верхний мир, вот это средний - наш, а здесь проходит нижний мир. Колебания бубна равнозначны колебаниям самой Вселенной. Семь рогов на бубне говорят о принадлежности к шаманам среднего уровня. Сейчас девяти рогов на бубне уже ни у кого нет, раньше были. У каждого шамана есть свое животное-покровитель, из шкуры которого и делается бубен». По заверениям Еше Богдо, на поверхности его бубна можно разглядеть дух медведя, который ему покровительствует. Отсюда, кстати, и присвоенное шаманское имя Аюн Боо (Аюн - медведь, Боо - шаман). Для односельчан его имя звучит как Эшу Боо Хото (Эшу - дух, Боо - шаман, Хото - вечный), которое для простоты сократили до Еше Богдо.
Бубен «накормлен», теперь можно приступать. Шаман поет и исполняет одному ему понятный танец. Зрелище завораживающее. Постепенно в общий круг у костра встают все присутствующие и, повинуясь командам шамана, задабривают духов то сладостями, то монетами, бросая их в костер или к «священному месту».
«Мы исходим из того, что в древности существовала проторелигия, которая со временем разделилась на множество религий. Каждая ветвь принимала у своего народа свои формы. И, так или иначе, все эти религии имеют в основе своей обряды, связанные с землей, водой, воздухом, с предками и богами. Поэтому на протяжении тысячелетий существуют правила, которые нарушать нельзя, - объяснил по завершении камлания Еше Богдо. - Первое правило, которое существовало в древности, - сделать подношение огню, который считался хранителем очага, защитником от злых духов и всего негативного, и одновременно через огонь осуществлялась связь с богами. До сих пор у разных народов во время религиозных обрядов зажигают огонь, что связано с чем-то положительным. Я основываюсь на опыте людей, на определенных правилах - что можно кидать для огня, что нельзя. Второе правило - освящение святилища Або. Або - это святое место, где происходит связь людей с разными естественными и божественными силами».
Сейчас Або в черновом варианте представляет собой несколько вбитых кругом в землю колышков, обвязанных веревкой, в центре пока тоже кол. Позже планируется установить Або уже по всем правилам. Как оно будет выглядеть, подскажут духи.
Душа жертвенного барана помогает установить связь с «тонким» миром и выступает гарантом того, что просьбы людей услышат боги, утверждает Еше Богдо. После жертвоприношения каждый участник обряда подходит к священному месту и, наклонившись, шепчет пожелания. Такие обряды несколько веков назад были характерны для Астрахани, что подтверждают и находки, сделанные во время раскопок в Селитренном.
«Если учесть, что когда создавалось Золотоордынское государство, основная часть населения была кочевниками и большая часть этого населения имела культ тенгрианства, то, естественно, такие церемонии здесь проходили. Впоследствии появились и обосновались здесь новые религии, такие как ислам и христианство, но начало было именно степное - степная религия тенгрианство, - рассказал археолог, бессменный руководитель экспедиций Евгений Пигарев. - При раскопках нашего города мы периодически находим некоторые элементы, связанные с шаманизмом и культом Тенгри. Это и ангоны - духи юрт, духи родов; это и различные украшения с символикой, исходящей именно из корней тенгрианства. Масса остатков от подобных тризн жертвоприношения тоже встречается».
Заключительная часть обряда - аудиенция у «белого» шамана. Задача современного шамана, как и его предков, - помогать людям решать их проблемы. И, как пращуры, маг сегодня должен знать эти проблемы сам. Как признались некоторые участники обряда, услышать такие подробности о себе от абсолютно незнакомого человека - сродни волшебству. Как удается шаману получать такие знания - несмотря на его разъяснения, метафизическая загадка.
«Обычно, когда я бью в бубен, его звук преобразуется в голос. Во время обряда звуки бубна превращаются в слова. Чаще всего голос рассказывает о том, какие проблемы у человека. Иногда накануне мне бывает сон о каком-то человеке», - открывает секрет Еше Богдо. Волшебство это или тонкое психологическое чутье - каждый решит для себя сам, но практически все от общения с шаманом испытывают положительные эмоции. «Он (Еше Богдо - прим. ред.) говорит правильные вещи, простые и понятные. И, может быть, мы в ежедневной суете просто их не понимаем, и нет времени для того, чтобы сесть и подумать. А вот он заставляет подумать, - поясняет участница обряда Елена Головач. - На меня накатило поразительное спокойствие. Я не знаю, что это: то ли древний обряд, то ли наша замечательная степная природа повлияла. Ушла шелуха всех наших забот и проблем. Только вечность с нами».
Древний обряд проводили среди юрт прямо у подножия холма, где стоят оставшиеся от съемок декорации. Поскольку сейчас там действует музей под открытым небом, совершенно закономерно предположить, что ритуальное действо с участием шамана - акция в рамках новомодного для России вида активного отдыха - обрядового туризма. Туроператоры активно распродают путевки в этнографические экспедиции, где в числе достопримечательностей - священные места шаманов. Однако, по информации директора историко-культурного центра «Сарай-Бату» Александра Бондаренко, коммерциализация деятельности Еше Богдо пока не грозит: «Этот обряд проводится чисто по инициативе Еше Богдо, поэтому если он будет готов проводить такие обряды, то - пожалуйста. Место уже намаливается. Думаю, все желающие придут к нам, а мы будем рады встретить их здесь».
Кстати, дорога к Сарай-Бату почти просохла. В ближайшее время в историко-культурном центре сделают косметический ремонт, чтобы подготовить «древний город» к новому туристическому сезону.
Марина ИВАНОВА
|